Евросоюз теряет контроль над выполнением наложенных им на Россию многочисленных санкций – европейские компании и предприятия третьих стран массово обходят запреты, продолжая вести дела с российскими партнерами.
Карательные меры Брюсселя и сами по себе не дают ожидаемого эффекта, а неспособность альянса заставить весь мир их исполнять еще и подрывает его авторитет на международной арене. Пытаясь хоть как-то поправить ситуацию, европейские лидеры готовятся сформировать специальное централизованное ведомство для выявления хотя бы части компаний, игнорирующих санкционные меры против России.
Предложение создать что-то вроде органа надзора за выполнением санкций озвучил министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хекстра, заявивший, что уклонение от соблюдения запретов и ограничений приобрело массовый характер. Это не первое и, наверное, не последняя жалоба на европейский и зарубежный частный бизнес и отдельные правительства, открыто не желающие следовать требованиям Брюсселя или потихоньку саботирующие их. Особенно ретивыми сторонниками ужесточения наказаний за нарушение санкций проявляют себя страны Балтии.
Масштаб введенных санкций настолько велик, а сами они так сложны, если принять во внимание многообразие цепочек поставок и деловых связей, что уследить за исполнением всех запретов и в самом деле практически невозможно. Правила, как известно, придумывают десятки экспертов, а пути обхода таких правил ищут сотни и тысячи знающих специалистов. Кроме того, значительная часть санкций по сути носят экстерриториальный характер, то есть Брюссель пытается заставить им следовать предпринимателей и власти не состоящих в альянсе стран.
Особенно заметно бессилие чиновников альянса в ситуации с российскими нефтяными танкерами, флот которых состоит из нескольких сотен судов, плавающих "под чужими флагами" и доставляющих российскую нефть и нефтепродукты по всему миру. Евросоюз сталкивается с проблемой отсутствия у него реальных возможностей отслеживать нарушения и штрафовать за них.
"В настоящее время у нас слишком мало возможностей для анализа, координации и продвижения новых санкций, поэтому я хотел бы, чтобы мы создали в Брюсселе штаб-квартиру по санкциям, нацеленную на пресечение нарушений", – заявил Вопке Хекстра.
Создание нового затратного ведомства, которое должно будет ежедневно собирать и анализировать огромный объем самой разнообразной информации, вряд ли порадует европейские столицы. К тому же им на самом деле не очень хочется проблем из-за новых международных конфликтов, которые обязательно возникнут, если европейцы попытаются наказать "пойманные" на нарушениях санкций компании третьих стран. А собственные предприятия планируется обременить дополнительными бюрократическими обязанностями – все тот же Хекстра предлагает обязать компании "включать в свои контракты пункты о конечном использовании, чтобы их продукция не попала в российскую военную машину".
Определить конечного получателя европейской продукции, компонентов или сырья порой крайне сложно, так как тот или иной товар может переходить из рук в руки десятки раз, прирастая добавленной стоимостью. Частный бизнес стран Евросоюза не обрадуется требованию проводить исследования всех возможных цепочек поставок и ограничивать операции с их продукцией. Никто пока не отменял в Европе и правила соблюдения коммерческих тайн, поделиться которыми намерен потребовать Брюссель.
Попытка прекратить "серую торговлю" потребует полицейских мер
"Евросоюз должен использовать в полную силу свою коллективную экономическую мощь и систему уголовного преследования тех, кто помогает уклоняться от санкций, называя их, пристыжая, налагая санкции и преследуя их", – настаивает голландский министр. Его идеи уже поддержал десяток стран альянса, как пишет брюссельское издание Euractiv, включая Германию, Францию, Испанию и Италию.
В настоящее время решение о введении санкций принимается странами альянса единогласно или не принимается, если хотя бы одна страна против, как это случилось, например, когда та же Голландия отказалась поддержать санкции против поставщиков российских алмазов, а Венгрия наложила вето на предложение покарать "Росатом".
За реализацией санкций и их соблюдением следят соответствующие национальные ведомства государств Евросоюза. Кто-то внимательно бдит, а кто-то не особенно старается выискивать нарушителей. Если предложение Вопке Хекстра пройдет, то функции "санкционного полицейского" возьмет на себя Брюссель, лишив союзные столицы еще одной частички суверенитета.
В мае прошлого года Брюссель обнародовал предварительные предложения о том, как придать нарушениям санкций статус уголовного преступления на всей территории Евросоюза. Идея без воодушевления была принята во многих европейских столицах, традиционно скептически относящихся к брюссельским реформам, требующим изменения национальных уголовных законодательств.
Если эта инициатива все же найдет достаточную поддержку и станет законом, он превратится в оружие в руках того самого еще не существующего ведомства, о котором заговорил министр Вопке Хекстра. Возбуждать дела и расследовать предполагаемые "преступления против санкций" по представлениям "санкционной полиции" получит право общеевропейская прокуратура. Но она вряд ли справится с таким объемом работы без расширения штата и дополнительных финансовых вливаний.
Одно тянет за собой другое, что-то вроде цепной реакции наращивания полицейских функций и ведомств. Трезвомыслящие эксперты уверены, что Брюссель будет лишь все больше терять влияние на экспортные механизмы, так как и Россия, и ее иностранные партнеры, не желающие следовать санкционным мерам Евросоюза и США, создают систему альтернативной, так сказать, "серой" международной торговли.
В некоторых секторах торговли новые скрытые схемы товарообмена уже сформировались и успешно работают, в других еще только отлаживаются. Ретивые сторонники санкций порой раскрывают недостаточно хорошо спрятанные цепочки, как это недавно случилось, например, с карбамидными удобрениями белорусского производителя "Гродно Азот", попавшего под санкции Евросоюза.
Удобрения европейским фермерам нужны, но прямые их поставки невозможны, что и вынудило заинтересованных участников торговли использовать систему подставных фирм в разных странах. На этот раз партия удобрения была перехвачена, но таких неудач у белорусских, российских и европейских торговых партнеров не так уж и много. Брюссель сам провоцирует бурное развитие "серой торговли", остановить которую он не в состоянии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.