Более 90% западных компаний остаются в России. Они заняли выжидательную позицию: большинство европейских предприятий до сих пор продолжают работать в стране. Об этом сообщил министр по европейским и иностранным делам Австрии Александер Шалленберг в интервью Reuters.
Почему же иностранные компании не покинули российский рынок, когда звучало столько громких заявлений об этом и введены санкции, Baltnews объяснил доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов.
"Они на всякий случай сделали заявление, потому что не знали, как дальше будут развиваться события. Терять российский рынок ни одна их этих компаний не хотела. Они тянут время, ссылаясь на то, что не могут быстро свернуть производство. Есть какие-то обязательства по ранее заключенным договорам, контрактам. Но в целом, думаю, предприятия не хотят уходить ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. Иначе эта ниша будет моментально занята другими", – сказал он.
По мнению экономиста, Россия могла бы помочь уйти иностранным компаниям. Для этого есть такие возможности, как их перевод под внешнее управление. Такие схемы были использованы. Если компания проявляет какие-то недружественные действия в отношении России, то церемониться не стоит – нужно провести национализацию.
"Российские власти не очень оперативно реагируют на все события. Некоторые фирмы заморозились, некоторые продолжают работать или наоборот, улучшили свои финансовые показатели. Например, Райффайзен Банк, который занял все ниши, которые освободили другие банки – и иностранные, и российские. Дюжина российских банков находится под санкциями. Поэтому через тот же Райффайзен Банк проводится половина всех международных платежей. По итогам 2022 года его показатели стали рекордными", – констатировал он.
Ситуация остается неопределенной, но Москва должна была использовать шанс, чтобы минимизировать присутствие иностранного капитала в российской экономике. Тем более президент России Владимир Путин многократно говорил о том, что надо сохранять и укреплять суверенитет. Однако при наличии иностранного капитала в экономике нельзя говорить о полном суверенитете, резюмировал Валентин Катасонов.
Напомним, Шалленберг сказал следующее: "Давайте будем реалистами, 91% западных компаний все еще находятся в России и делают то, что разумно: ждут, сдерживают риски, защищают активы".
По словам главы МИД Австрии, Райффайзен Банк является не единственной западной финансовой компанией в России: в стране остается, например, Bank of America.
Шалленберг также полагает, что новые ограничения бессмысленны, нужно сосредоточиться на соблюдении существующих запретов и "дать им время подействовать". Россия же всегда будет важной для Европы.
Как передает агентство Reuters со ссылкой на источники, "некоторые официальные лица в Австрии" рассчитывают на скорейшее завершение конфликта на Украине и восстановление нормальных отношений с Россией.