Международный валютный фонд (МВФ) предупредил, что прогноз глобального экономического роста на следующие пять лет является самым слабым с 1990 года. Как считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов, сейчас верить такого рода прогнозам не имеет смысла.
"Эти прогнозы делаются людьми, которые плохо понимают долгосрочные тенденции развития мировой экономики. Именно развития, не рост мировой экономики. Они проецируют очевидную плохую перспективу для Соединенных Штатов и вообще западных экономик на весь мир, объявляя, что нас ждет несколько потерянных десятилетий, потому что эти несколько потерянных десятилетий практически гарантированы Соединенным Штатам", – рассказал экономист в разговоре с Baltnews.
Однако гарантированные потери США, израсходованные ресурсы кредитных инструментов для поддержания экономического роста Запада не означают, что и другие государства не смогут расти. По словам Колташова, рост возможен за счет внутреннего ресурса, решения внутренних проблем, реализации крупных инфраструктурных проектов.
"Они необходимы Индии, они необходимы России, в них большая потребность в Бразилии, в Южной Африке. Почему же мы должны не расти? Мы можем расти, у нас много нерешенных проблем. К тому же западные санкции, взять в пример российскую экономику, затрудняют нам доступ к целому ряду промышленных товаров от западных государств, значит мы должны научиться производить их сами, а это, по сути, экономический рост", – уточнил собеседник издания.
Как только государство начинает решать проблемы в экономике, оно производит экономический рост – новые заказы, новые рабочие месте, новые предприятия.
"К примеру, [в России] производят детали для автомобилей, которые будут собирать в России, или детали для самолетов, которые мы точно будет производить в России вместо того, чтобы поддерживать компании Airbus и Boeing. Это для компаний Airbus и Boeing и для экономики, которая их окружает, плохая новость, но для нас-то эта новость (прогноз МФВ – прим. Baltnews) вполне неплохая", – прокомментировал экономист.
Колташов считает, что со временем процессы в мировой экономике будут меньше зависеть от ситуации на рынке Соединенных Штатов, Великобритании и Японии. Проблема в том, что сейчас эти рынки тянут вниз мировую торговлю, и это затрудняет положение. Однако положение может поменяться.
Европейский союз сможет защитить свою финансовую систему от распространения экономического спада по американскому образцу. Как отмечает Колташов, Европейский центральный банк предлагает аккумулировать правительственные долги в единый долг ЕС. Именно против этого ранее выступал Брюссель, однако сейчас готов на это пойти.
"Какого-то лавинообразного банкротства банков Европейский союз может избежать – для этого он просто напечатает евро. Поэтому финансовая конструкция – это то, что, по всей видимости, не осыплется в Европейском союзе. Осыпаться может сфера услуг с огромным количеством рабочих мест, уже осыпается промышленность под влиянием санкционной и не только санкционной войны против России. В других сферах может все ухудшаться", – объяснил руководитель Центра политэкономических исследований, отметив, что аналогичные проблемы будут и у США.
Например, сейчас проблемы у компаний-зомби* и всевозможных фирм, которые функционируют на маленькой прибыли: "Когда кредит становится дороже, все эти конструкции начинают осыпаться".
"Именно поэтому в Соединенных Штатах сокращают так активно IT-специалистов, там более 100 тысяч человек уволено за три месяца, десятками тысяч сокращают высокотехнологичные компании по производству", – резюмировал Колташов.
Ранее МФВ спрогнозировал, что мировая экономика вырастет примерно на 3% в течение следующих пяти лет из-за высоких процентных ставок. Это является самым низким среднесрочным прогнозом роста с 1990 года, и за последние 20 лет это меньше среднего пятилетнего показателя в 3,8%.
* По определению Банка международных расчетов, "компания-зомби" – это публичная компания, которой минимум 10 лет и у которой процентные платежи по займам превышают прибыль до уплаты процентов и налогов.