С октября 2022 года Литва пытается впихнуть в очередной пакет антироссийских санкций рестрикции против "Росатома". Шесть подходов завершились провалом. На кону 11-й пакет, в котором литовские руководители вновь пытались провести выгодную для США атаку, но вновь проиграли. ЕС обошел вниманием санкции против высокотехнологичного российского бизнеса.
В Вильнюсе сильно недовольны неспособностью Брюсселя наказать "Росатом". Еще больше возмущены позицией, занятой Парижем, Будапештом и в меньшей степени Афинами. Франция и Венгрия категорически отказываются обсуждать тему "Росатома", чем, по мнению руководителей Литвы, "раскалывают единство Европейского союза и продолжают позволять Москве зарабатывать миллионы евро".
Партнеров за пророссийскую позицию критикуют президент Гитанас Науседа, премьер Ингрида Шимоните, но больше всех босс провинциальной дипломатии Габриэлюс Ландсбергис. Последний бьется в истерике: санкции Евросоюза в отношении "Росатома" назрели и необходимы хотя бы потому, что "корпорация взяла в заложники Запорожскую атомную станцию".
Вот точная цитата из очередного истошного вопля главы МИД:
"Возникающие одна за другой атомные угрозы для Украины и воинственную риторику Москвы можно остановить только рестрикциями против "Росатома", и они должны появиться!"
Маловероятно, что в Вильнюсе представляют объективную картину на ЗАЭС и вокруг нее. В литовских головах она строится только на заявлениях киевской хунты, потерявшей контроль над девятью ядерными реакторами крупнейшей в Европе АЭС. Поэтому атаку на российскую госкорпорацию нужно рассматривать только в контексте борьбы Вильнюса против российского атома вообще.
25 мая воинственное руководство Литвы не на шутку испугалось, едва стало известно о соглашении, подписанном с белорусской стороны министром обороны Виктором Хрениным, с российской – генералом армии Сергеем Шойгу. Документ предусматривал передислокацию под Минск тактического ЯО.
Белоруссия в одночасье обзавелась самым современным и разрушительным наступательным оружием. А сопредельная сторона окончательно и бесповоротно проиграла региональную ядерную гонку. Литва изо всех сил почти два десятилетия препятствовала рождению БелАЭС, но осталась у разбитого корыта.
Появление у соседей российских "Искандеров" поставило жирную точку в любых усилиях против белорусского атома. Правда, литовское руководство продолжает на словах хорохориться.
Например, военный министр Арвидас Анушаускас утверждает, что "России не удастся запугать НАТО ядерным шантажом", хотя Москва и расширяет "географию дислокации атомного оружия":
"Трансатлантический блок обязан послать Кремлю ясный сигнал – у альянса тоже есть оружие массового поражения, поэтому русским следует понимать, к чему могут привести неспровоцированные попытки доминирования в Восточной Европе".
Анушаускас даже попробовал погрозить пальчиком – "любое оружие можно нейтрализовать внезапно", но это, конечно, пустая риторика, рассчитанная на истеричных слабаков. Ясно, что у литовского руководства появилась новая головная боль, а лекарства от нее у НАТО нет.
Педофилы взялись за как бы защиту детей
Официальный Вильнюс на всю пропагандистскую мощь педалирует изобретенную в ЕС тему "принудительного переселения украинских детей в Россию", добавив к тренду самодеятельную страничку: "И Белоруссию, что является нарушением прав маленьких жителей Европы".
Инициатором всех протестных акций являются консерваторы из правящей партии "Союз Отечества" – Христианские демократы. Именно они в начале июня провели в центре Вильнюса митинг в защиту маленьких украинцев. Главный русофоб Сейма и ведущий псевдоукраинофил Лауринас Касчюнас (всегда высказывается за войну до последнего солдата ВСУ) произнес речь, смысл которой свелся к спасению детей страны 404 от некой "военной педофилии".
Политические противники консерваторов возмутились: в тогу борцов с педофилией нарядились спасающие от уголовного преследования консерватора Кристионаса Бартошевичюса, обвиненного генпрокурором в растлении мальчиков!
Это верх цинизма, что очевидно для литовцев. Не случайно поддержать в акции протеста "консервативную партию педофилов" в полумиллионном Вильнюсе согласились всего 20 профессиональных "протестунов" с жовто-блакитными прапорами, антироссийскими, пронацистскими плакатами и требованиями защитить малышню "от азиатских варваров".
Разумеется, лозунга "Педофилы Литвы борются против педофилов Украины" на протесте не оказалось.
Литва-спасительница активничает и на международной арене. В Стокгольме на конференции ЕС по вопросам защиты детей глава Минсоцзащиты Моника Навицкене подчеркнула: "Принудительное переселение детей является военным преступлением".
Моника с удовлетворением присоединилась к декларации, осуждающей "изменения российского законодательства, направленные на ускорение и упрощение усыновления украинских детей".
По словам министра, каждый третий зарегистрированный в Литве украинский военный беженец – ребенок, всего примерно 25 тысяч человек. Далее на ее месте автор статьи молчала бы, однако Навицкене решила похвастаться: с марта 2022 года "им была оказана большая помощь – более 48 тысяч товаров, принадлежностей и услуг".
То есть менее двух "товаров, принадлежностей и услуг" на одного ребенка-беженца? Например, полтора ботинка или фломастеры с половиной тетради и так далее?
Стыдилась бы глава Минсоцзащиты готовить о таких скудных проявлениях заботы. Но ей стыдно рассказывать только о предпринятой литовцами попытке вывезти в США 145 детдомовцев с Украины без соответствующих документов, вопреки закону. Как считают литовские правозащитники, для "черных" трансплантологов.
Предотвратило беду отнюдь не Минсоцзащиты во главе с такой продвинутой консерваторшей из все той же "партии педофилов". И не украинская сторона, которой детдомовцы вовсе не нужны, а как раз люди, которые не верят в наличие "военной педофилии".
Эффект Даннинга – Крюгера в масштабах государства
Первая беда Литвы в том, что каждый болтун считает себя экспертом. Вторая беда страшнее: принимающие решения позволяют болтунам выступать от имени государства, благодаря чему с успехом дистанцируются от необходимости объяснять происходящее.
Болтун Альвидас Медалинскас уже неделю рассказывает обывателям о "гражданской войне, которую развернули в России русские патриоты, воюющие на стороне Украины". Речь, конечно же, о событиях Шебекинском районе Белгородской области, куда просачиваются ДРГ, терроризирующие мирное население.
Медалинскас обильно цитирует заявления никому неизвестных легионеров из так называемого "Русского добровольческого корпуса"*, которые готовы "принести в Россию от Белгорода до Владивостока мир и спокойствие, поднять в Москве бело-сине-белый флаг свободы".
В этом же духе цитируется командир "корпуса" и его прихлебатели. По их словам, 150 человек начинают "священную битву". Что ж, белгородская земля им стекловатой!
Эту горстку обреченного сброда Медалинскас выставляет "символом гражданской войны". Нельзя быть настолько тупым: 150 человек для России – всего лишь одна десятитысячная доля процента ее населения. Маловато будет для "победного марша до Владивостока".
Удивляет и такой аспект: по поводу и без повода новоявленный пророк ссылается на президента России и этим напоминает госсекретаря Энтони Блинкена: Путин "верит в то, что Россия продержится дольше Украины и ее союзников". Популярный комментатор Скотт Риттер высмеял американского чиновника – попытки понять замыслы российского лидера не имеют никакого смысла:
"Я всегда удивляюсь, когда люди такого статуса и ума, как госсекретарь Блинкен, говорят: "Путин верит…", "Путин думает…" Серьезно, Тони? Ты уверен? Путин позвонил тебе на мобильный и сказал: "Эй, Тони, я верю в это и думаю так-то?". Аналогичным был бы ответ Медалинскасу.
Между прочим, серьезные аналитики, например, американец Генри Киссинджер, давно отметили: ничего из того, что Путин когда-либо формулировал, абсолютно не совпадает с тем, что транслирует каждый из болтунов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
*Русский добровольческий корпус (РДК) – запрещенная в России террористическая и экстремистская организация.