Во вторник, 15 августа, в федеральном суде Нью-Йорка бывший глава отделения контрразведки Федерального бюро расследований (ФБР) в Нью-Йорке Чарльз Макгонигал признался, что после ухода в отставку работал на российского олигарха Олега Дерипаску и участвовал в сговоре с целью нарушения введенных в отношении бизнесмена санкций США.
Олег Дерипаска считается одним из богатейших людей России. По данным журнала Forbes, состояние российского олигарха оценивается в 2,5 млрд долларов.
В среду, 16 августа, о суде в Нью-Йорке и показаниях экс-главы отделения контрразведки ФБР в Нью-Йорке оповестили общественность западные СМИ.
Согласно их сообщению, Чарльз Макгонигал заверил суд, что "глубоко раскаивается" в своих действиях. А действия заключались в том, что Макгонигал собирал компромат на бизнес-конкурента Дерипаски, президента "Норникеля" Владимира Потанина. По утверждениям Макгонигала, он получил за эти услуги 17 тысяч долларов в 2021 году.
Помощник прокурора США Ребекка Белл сообщила суду и СМИ, что в 2021 году Макгонигал, а также "несколько его сообщников вели переговоры о получении вознаграждения в размере от 650 тысяч до 3 миллионов долларов за файлы, которые помогли бы обнаружить скрытые активы бизнес-конкурента Дерипаски на полмиллиарда долларов".
Со слов самого Макгонигала, транслируется мысль, что "собранная им информация в конечном итоге могла быть использована, чтобы попытаться внести Потанина в санкционный список США". При этом, по данным следствия, Макгонигал своими действиями "пытался добиться снятия санкций с самого Олега Дерипаски".
Западные СМИ напомнили, что санкции в отношении Олега Дерипаски Вашингтон ввел в 2018 году. Поводом стало обвинение российского олигарха в представлении интересов властей Российской Федерации, а именно – "Депираска владеет активами и отмывает деньги президента России Владимира Путина". Помимо данного утверждения, использовался еще один нарратив – "Дерипаску подозревают в причастности к вмешательству в выборы в Соединенных Штатах".
Уже в сентябре 2022 года Министерство юстиции США обвинило Олега Дерипаску в нарушении санкционного режима, заявив, что это "является уголовным преступлением". В материалах суда, состоявшегося в Нью-Йорке 15 августа, отмечается, что российский олигарх пользовался имуществом на территории США, а его подруга дважды приезжала в Соединенные Штаты для рождения его детей.
Сам Дерипаска отрицает выдвигаемые Вашингтоном обвинения в свой адрес и обжаловал в суде внесение его в санкционный список США. Свои потери от санкций Олег Дерипаска оценивает в 7,5 млрд долларов, что, кстати, никак не вяжется с цифрой оценки активов олигарха.
Напомним, в России в это время сохраняется дискуссия об антироссийских санкциях. Экс-министр экономики России Андрей Нечаев в рамках данного вопроса отметил, что "антироссийские санкции быстро сняты не будут даже после завершения СВО, но западный бизнес, который заинтересован в возобновлении торгово-экономических отношений с Россией, станет лоббировать их скорейшую отмену". Под этим соусом Нечаев подал идею о том, что "государству нужно максимально сократить присутствие в экономике".
Речь в первую очередь идет о госкорпорациях. То есть сокращение роли государства в экономике преподносится через отказ от создания так называемых госкорпораций в пользу приватизации оставшихся активов и переходе к буквальному рынку. Идею тотальной приватизации ранее уже поддержали яркие приверженцы рыночной экономики – глава ЦБ Эльвира Набиуллина, помощник президента РФ Максим Орешкин, глава Сбербанка Герман Греф, а также миллиардер Олег Дерипаска.
По утверждению, в частности, Дерипаски, приватизация является "главным лозунгом наших дней", и "без активного вовлечения частного сектора в экономическую жизнь страны вряд ли удастся преодолеть санкционные ограничения и нарастить внешнюю торговлю с дружественными странами". Вопрос, конечно, в какой части данной идеи рассматривается непосредственно народ России, насколько этому народу будут выгодны подобные преобразования. Но данный вопрос, как водится, риторический.
Главным остается тот факт, что лидеры коллективного Запада используют свои инструменты для удержания влияния над российской так называемой элитой и отрыва ее от государственных интересов РФ. На самом деле практика показывает, что международный бизнес, который действительно желает сохранить связи с Россией, сохраняет их и в условиях санкций.