Скандал из-за пары банок Pepsi. Как сделать себе имя на антироссийской пропаганде

© Sputnik / Павел Лисицын

Тема: Привилегия, а не право: как Европа дискриминирует россиян

Финские парламентарии призвали отказаться от напитков PepsiCo ради солидарности с Украиной, назвавшей корпорацию "спонсором войны". Но, возможно, все дело в интересах конкурирующей Coca-Cola.

Финский парламент нанес "смертельный удар" по западным компаниям, которые – вопреки напору сторонников полной изоляции России – продолжают вести дела с российскими партнерами и клиентами.

Точнее говоря, демарш, вызвавший скорее ироничную, чем одобрительную реакцию даже у самых оголтелых русофобов, был направлен против транснациональной корпорации PepsiCo, которую Киев недавно причислил к "спонсорам войны". Группа депутатов финского парламента добилась того, чтобы ресторан и кафе, обслуживающие местных парламентариев, убрали "Пепси" из своих меню и торговых автоматов.

Об этом забавном событии вслед за финской Yle сообщили многие европейские и, конечно, украинские издания. Многие не удержались от передергивания фактов и антироссийских комментариев, что можно уверенно считать очередной попыткой надавить на частный бизнес, вынуждая его свернуть все деловые контакты с россиянами.

Тем временем, очень сомнительно, что сокращение ежедневных продаж в Хельсинки на несколько банок напитка хоть как-то отразится на доходах корпорации, многократно увеличившей в прошлом году прибыли от торговли с Россией. Если кто и пострадает от нападок финских парламентариев, а вернее – одного депутата, Туомаса Кеттунена, инициировавшего скандал и на короткое время сделавшего себе имя ярого борца с "агрессивной Москвой", то это сами финны.

Если вдруг "почин" ничем иным не примечательного депутата будет подхвачен, может пострадать финская дочка корпорации, PepsiCo Nordic Finland Oy, но не сам международный гигант производства продуктов питания и напитков под известными и многими любимыми брендами. Под давлением общественного мнения корпорация ушла из России, где имела несколько заводов, но не прекращала поставки своей продукции российским потребителям.

Если же пример финской "принципиальности" перекинется на родственную Эстонию, где тем временем бурлит скандал из-за супруга премьер-министра Каи Каллас, который вроде как что-то заработал на бизнесе с российскими партнерами, то может потерять обороты и эстонская дочка корпорации PepsiCo Eesti. Но думается у населения и предпринимателей как Финляндии, так и Эстонии хватит ума не поддаться дешевым пропагандистским приемам отдельных политиканов.

Казус в Хельсинки продемонстрировал, как некоторые западные деятели и партии пытаются использовать к собственной политической выгоде украинский кризис и антироссийскую кампанию. Но скандал из-за пары банок финского "Пепси" показал также, что на Западе не оставляют попыток вынудить частных предпринимателей разорвать все отношения с Россией и таким образом организовать ее торгово-экономическую изоляцию.

Попытки заранее обречены на провал, а если все имеющие интересы в России западные компании и в самом деле уйдут с ее рынков, то освободившиеся ниши охотно займут предприниматели из других регионов мира.

Западные пропагандисты запугивают частный бизнес

Не так давно западная пропаганда попыталась использовать для запугивания частного бизнеса историю с российскими заводами европейских производителей продуктов питания и напитков Carlsberg и Danone. Утверждалось, что предприятия просто захвачены и розданы приближенным к Кремлю людям.

Серьезные деловые издания в большинстве своем, конечно, придерживались более взвешенной позиции и фактов, но иные массовые издания не постеснялись исказить информацию, выдав все случившееся за произвол российских властей. Обе компании намеревались покинуть российский рынок, но предпринимаемые ими с этой целью действия противоречили интересам России. Тем более, что продукция обеих компаний имеет существенное социальное значение: речь идет о детском питании ну и, естественно, пиве.

Москва ввела на предприятиях временное внешнее управление силами "Росимущества", чтобы избежать сокращений тысяч рабочих мест, дробления и сворачивания производств. Только у Danone было в России два десятка заводов в разных регионах, а их выручка превышала 1,6 миллиарда евро. У пивоваренных заводов "Балтика", принадлежащих Carlsberg, выручка превышала миллиард евро. Нечто подобное ранее случилось и с энергетическими компаниями "Юнипро" и "Фортум", доли в которых принадлежали соответственно немецкой Uniper и финской Fortum.

Трудно было ожидать, что российские власти позволят причинить своей стране значимый ущерб. Москва не была оригинальна в своих мерах защиты национальных интересов и целостности предприятий. Правительство Германии, например, просто национализировало (то есть отобрало, а не передало под временное внешнее управление) оказавшиеся из-за санкций на грани банкротства энергетические компании Uniper и немецкую дочку "Газпрома".

Как поясняли эксперты, комментировавшие события вокруг Carlsberg и Danone, с правовой точки зрения указ передачи их заводов под временное управление не меняет право собственности на предприятия, не лишает владельцев их активов, не подразумевает возможности отчуждение имущества компаний. Это временная мера, которая означает, что европейские собственники не имеют права принимать управленческие решения, то есть российское государство таким образом продемонстрировало свое намерение сохранить и сами заводы, и всю структуру их функционирования, чтобы в будущем вернуть их владельцам, если те, конечно, пожелают вернуться.

Очевидное желание Москвы защитить свой рынок и интересы населения, включая работников самих предприятий, тем не менее было подано в не постеснявшихся передернуть факты массовых средствах информации стран Евросоюза чуть ли не как "грабеж" и предупреждение всем работающим в России западным компаниям о том, что их активы якобы могут в любой момент отнять.

Не очень-то сработало – прижившийся в России бизнес в этом отношении устойчив к враждебной пропаганде и к нечистоплотным приемам использовать трагедию Украины в конкурентной борьбе, – но в то же время он понимает, что на него будут продолжать давить, пытаясь сформировать враждебное общественное мнение. Тут сгодится и никому доселе не известный финский депутат, потребовавший запретить продажу "Пепси".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.