Литовский правозащитник Донатас Шульцас рассказал Baltnews, каким мотивом руководствовалась балтийская республика, чтобы оставить Константина Никулина под стражей на пожизненный срок.
"Думаю, что убийство литовских таможенников совершили люди, которые более-менее были подготовлены. Таможенники сопротивлялись. Один или два были ранены, а трупы были переложены. Кто-то этим руководил, это точно. Тогда президент США Буш приезжал (в Москве проходила встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и президента США Джорджа Буша – прим. Baltnews). Явно об этом говорить нельзя, но каким-то спецслужбам – израильским или английским – надо было показать, какие дела творятся. Все повторяется. Они (заказчики убийства – прим. Baltnews) даже ничего нового не придумали. Это провокации: ввязываться в войну, кричать", – подчеркнул он.
По мнению правозащитника, нужно, чтобы мировое сообщество обратило на это внимание. Сценарий тот же. Люди тогда погибли, как сейчас умирают на Украине. Америка поставляет туда оружие до последнего украинца. Если последний украинец погибнет – страны не будет, уже нет. Тогда, 31 июля 1991 года, тоже была провокация. Никулина осудили, чтобы на него списать всю вину. Дело шито белыми нитками. Шито грубо, доказательств нет, все сфабриковано, уверен Шульцас.
Собеседник Baltnews также обратил внимание на недавнее заявление экс-главы Верховного Совета Литвы Витаутаса Ландсбергиса. Тот считает, что дело необходимо тщательно расследовать.
"Витаутас Ландсбергис сам себя назначил президентом Литвы. Когда была годовщина дела, он признался, что Никулин несправедливо осужден, дело сфабриковано. Если уж сам себя называющий главой правительства признает, что Константин осужден несправедливо, – так мы все об этом давно твердим. Журналист Гедре Горене даже писала статью, что он невинно осужден. Все здравомыслящие люди так и думают", – констатировал Шульцас.
"Сколько я знаю Ландсбергиса, он бежит впереди поезда. Если он признает такие вещи, значит его, вероятно, начали обелять, потому что когда-нибудь придется оправдываться. Думаю, это неспроста", – добавил он.
Шульцас напомнил, что Никулин поменял фамилию, находясь в Латвии. В этой стране он был засекреченным свидетелем (Никулин помог латвийской полиции в раскрытии одного громкого уголовного преступления, за что был включен в программу защиты свидетелей. В ее рамках он сменил фамилию на Михайлов, ему выдали новый паспорт. Однако латвийские власти, пообещав ему защиту, не выполнили своих обязательств и выдали Никулина Литве).
По мнению правозащитника, арест Константина – это месть за то, что он там был свидетелем, за то, что он боролся за справедливость. С ним просто расправились.
Напомним, 31 июля 1991 года были расстреляны все работники пункта "Мядининкай" на литовско-белорусской границе. Семь человек (три таможенника, два сотрудника дорожной полиции и два бойца отряда быстрого реагирования) скончались. Один таможенник, Томас Шярнас, получил тяжелое ранение в голову, но остался жив.
В ночь с 30 на 31 июля рижские ОМОНовцы, и Никулин в их числе, действительно были в Литве. Они приехали, чтобы получить новое оружие и амуницию. Ночевали на базе вильнюсского ОМОНа. И это, по сути, единственная "улика", никаких других доказательств участия Никулина в расстреле в Мядининкай нет.
В 2007 году Константин был задержан в автобусном парке Риги, где работал шофером. В 2011 году он был приговорен к пожизненному заключению.
Сам Никулин свою вину не признал. Кроме того, непричастность Константина к этому преступлению, как и то, что оно осталось нераскрытым, в суде убедительно доказала защита.