Дело бывшего бойца Рижского ОМОНа, гражданина РФ Константина Никулина не доведено до конца. События 32-летней давности никто не будет тщательно расследовать, как и государственный переворот на Украине в 2014 году. Таким мнением с Baltnews поделился представитель правозащитной деятельности на условиях анонимности.
"Никакой юриспруденции в его деле нет и никогда не было. Мы знаем, что такое цветная революция, как она проводится, как ее готовят, каковы последствия, кто за ними стоит. Все известно, раскрыто. В Литве обошлись малой кровью. Но на самом деле – все признаки цветной революции. Понятно, что это была спецоперация англосаксонского разведсообщества, имею в виду МИ-6 и ЦРУ. Это была спецоперация по развалу Советского Союза – нужно было много крови", – считает он.
По мнению источника, существует много общих признаков с "Майданом". Также дело о "Мядининкай" совпадает и с политическим убийством, потому что Дж. Буш-старший должен был встречаться с Горбачевым. Как раз под эту встречу было произведено преступление. Налицо еще и признаки попустительства. Нельзя сказать, что там были непрофессиональные люди. Кроме того, нормального, высококвалифицированного следствия не было. Свидетели не допрошены. В деле Никулина много нестыковок. Свидетель его не опознал. Было доказано, что Константин находился в другом месте.
"К этому моменту в странах Балтии стало модным то, что вообще никого не интересуют никакие точные науки, каковыми является экспертиза, в том числе баллистическая. Всем нужна была сакральная жертва. Сейчас для Литвы это священная корова, которая боролась за какую-то независимость. И вот – как будто бы справедливое наказание свершилось", – продолжил собеседник Baltnews.
Он подчеркнул, что Константин Никулин оказался не в том месте, не в то время. Более того, отчасти к этому причастны латвийские спецслужбы. "Никулин ведь помогал следствию в раскрытии одного из громких преступлений уже на территории Латвии. Он подходил под защиту свидетелей. Все это было нарушено. Латвийские власти его предали. Все, что он сделал для них для следствия, для раскрытия дела, было перечеркнуто и выдано в угоду политическому решению. На этом строится некий карточный домик литовской псевдосвободы. Как дела "Мядининкай", так и штурм телебашни в Вильнюсе – они не были расследованы. Их не будут расследовать, как и "Майдан". Это никому не нужно", – констатировал он.
"Даже без следствия, не будучи специалистом-криминалистом, явно видны признаки правящей руки, продуманности, планирования и, как ни странно, успешного проведения, несмотря на трагизм", – резюмировал правозащитник.
Напомним, 31 июля 1991 года были расстреляны все работники пункта "Мядининкай" на литовско-белорусской границе. Семь человек (три таможенника, два сотрудника дорожной полиции и два бойца отряда быстрого реагирования) скончались. Один таможенник, Томас Шярнас, получил тяжелое ранение в голову, но остался жив.
В ночь с 30 на 31 июля рижские омоновцы, и Никулин в их числе, действительно были в Литве. Они приехали, чтобы получить новое оружие и амуницию. Ночевали на базе вильнюсского ОМОНа. И это, по сути, единственная "улика", никаких других доказательств участия Никулина в расстреле в Мядининкай нет.
Ранее он сменил фамилию, став Михайловым, но не потому, что скрывался: он находился в Латвии под программой защиты свидетелей совсем по другому делу. Однако в 2007 году Константин был задержан в автобусном парке Риги, где работал шофером. В 2011 году он был приговорен к пожизненному заключению.
Уже 16 лет Константин Никулин находится за решеткой. Вину он не признал. Кроме того, непричастность Константина к этому преступлению, как и то, что оно осталось нераскрытым, в суде убедительно доказала защита.
Baltnews беседовал с адвокатом Никулина Витаутасом Сервидисом. Он считает, что может всплыть гораздо больше фактов и свидетелей по этому делу. Однако за 30 лет, сколько существует независимое литовское государство, такие случаи можно перечислить по пальцам одной руки.