Воевать пехотой, а не техникой: правила конфликта для Киева меняются

© AFP 2024/ DIMITAR DILKOFF

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Очередная конференция кончилась для руководства Украины и ее военных пустыми словами. Зато США и их союзники, похоже, берут на вооружение в своей политике по отношению к Киеву новую стратегию, суть которой – истощить своего сателлита, но взамен ничего не давать.

Завершилось 19-е по счету заседание контактной группы по вопросам обороны Украины в формате "Рамштайн". Его особенность – в качестве главнокомандующего выступал не Валерий Залужный, а Александр Сырский. Но в целом это ничего не изменилось. Встреча завершилась без какого-либо значимого результата.

Единственное, что понятно было однозначно – Украине нужно ПВО, боеприпасы, техника, РЭБ, БПЛА и т.д. Однако Запад уже не торопится поставлять оружие в таких количествах, как раньше. ВСУ приходится экономить боеприпасы и воевать больше пехотой, чем техникой. Очевидно, эта тенденция сохранится на протяжении всего 2024 года. А значит, необходимо будет прибегать к ужесточению мобилизации, что только приблизит развал экономики и страны в целом.

Нет оружия? Будем воевать людьми!

Даже в западных СМИ отмечают, что из-за сокращения поставок ВСУ экономят боеприпасы. Потеря американского финансирования стала серьезным ударом. Уже сегодня на линии фронта у украинской армии наблюдается дефицит танков, артиллерии, а бронемашины, гаубицы нуждаются в запчастях. Несмотря на то, что на некоторых участках идут достаточно ожесточенные бои, солдаты ВСУ используют боеприпасы "только в том случае, если ситуация критическая".

Изменится ли что-нибудь в американской политике в ближайшее время? Вряд ли. Напомним, конгресс США не может согласовать финансирование Украины с осени 2023 года. А сегодня, когда предвыборная гонка в самом разгаре, а электорат не одобряет спонсирование Киева, вопрос и вовсе перестал быть критичным для американских политиков. Некоторые делают разворот на 180 градусов.

Член палаты представителей Виктория Спартц, которая ранее активно выступала за помощь Киеву, заявила, что не поддержит законопроект о выделении $60 млрд Украине. Она назвала этот проект "фондом взяток", очень прозрачно намекнув на коррупцию в "Незалежной". И с подобной позицией выступают почти все республиканцы в США, а это, на минуточку, половина всего политического руководства страны.

Конечно, администрация Белого дома остается под контролем Джо Байдена, который, вроде как, и не против продолжать вооружать и спонсировать Киев. Вот только его шансы на победу в президентской гонке становятся все более ничтожными. Особенно после скандала с докладом спецпрокурора, который не стал предъявлять обвинения из-за "проблем с памятью" у нынешнего лидера США. А вот другой самый вероятный кандидат в президенты – Дональд Трамп – явно не состоит в "фан-клубе" Украины. Недавно он открыто заявил о своих планах принудить Киев к миру, если получит президентское кресло.

В целом, позиция Трампа, хоть и не в таком радикальном формате, распространяется на весь западный мир. Это наглядно показывает очередное заседание контактной группы "Рамштайн", которое состоялось 14 февраля 2024 года в Брюсселе.

На нем министр обороны Украины Рустем Умеров снова настаивал на увеличении оборонного производства, беспилотников. Ну еще и нового главнокомандующего Александра Сырского, который сменил Валерия Залужного, представил.

Удалось ли Умерову чего-то добиться? Хотя бы обещаний? Увы, но нет. Встреча контактной группы закончилась ничем. Разве что Сырского поприветствовали. В итоге Владимир Зеленский в очередной раз отправится в турне по странам Европы, выпрашивая оружие и технику. Дадут ли что-нибудь? Возможно, да. Но явно не в таких количествах, как в 2022 и даже в 2023 годах.

Помощь Киеву сократилась несколько месяцев назад, и за это время многие увидели, что Украина воюет и без огромных поставок западного оружия. Да, воюет больше пехотой, чем техникой, но это и не важно для политиков США. Их вполне устраивает, когда дыры в финансировании заваливают людьми. Тем более солдаты погибают не американские, а украинские.

"Представьте себе ситуацию, когда у вас развязался шнурок, а на голову тем временем падает бетонная плита? Какая из этих проблем наиболее значимая? Для Запада Украина, Тайвань и другие подобные вопросы – это шнурок. Первостепенной задачей для них является сохранение государственности, поддержка общества, банальное выживание. И пока бетонная плита рискует упасть им на голову, они не будут обращать внимания на шнурки", – провел аналогию президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Николай Межевич в беседе с Baltnews.

К чему приводит бесконтрольная мобилизация

Отсутствие стабильных поставок западного вооружения приводит к тому, что призыв в армию на Украине постоянно увеличивается. Уже никого не удивляют истории о том, как мужчин в Одессе хватают на улицах, останавливают автобусы, чтобы провести обыск на наличие уклонистов. Министр Юстиции восточноевропейской страны уже предлагает мобилизовать заключенных наравне с другими гражданами. В целом, ничего удивительного, ведь если поставки оружия не нарастят, то в 2024 году Киеву потребуется в три раза больше солдат, чем в 2023-м.

Звучит, конечно, ужасно. Сразу вспоминаются слова о войне до последнего украинца, об уничтожении нации и т.д. Но что означает подобная мобилизация для страны не в перспективе, а в моменте? Ни много ни мало – уничтожение реального сектора экономики.

Большая часть мужчин на Украине либо успели выехать за границу, либо на фронте, либо прячутся, чтобы не призвали. В итоге работать становится некому, а города пустеют. Соответственно, малый и средний бизнес в стране умирает, а ведь он составляет значительную долю реального сектора экономики.

Постепенно уменьшается денежный оборот внутри страны, бюджет получает все меньше налогов, предприниматели банкротятся, реальные зарплаты падают (за весь 2023 год минимальная зарплата на Украине выросла только на 6%, а стоимость продуктовой корзины – на 22%). Уже сейчас все идет к тому, что денежный оборот сохраняется только в военной сфере – относительно адекватную зарплату получают военные и те, кто их обслуживает. Остальные отрасли отмирают, а экономика схлопывается.

Исследование Кильского института мировой экономики (IfW) показало, что ВВП Украины к 2026 году потеряет около $120 млрд. При этом основной капитал страны снизится более чем на $950 млрд.

Сколько платежеспособного населения останется в стране при таком уровне потерь? Вряд ли много. Текущее положение дел ведет к тому, что Украина превратится в огромный военный городок, где все крутится исключительно вокруг "части" и ее нужд, а все, кто не носит форму, получают настолько мало, насколько это возможно.

Проблема в том, что при такой системе и налогов в казну будет поступать значительно меньше, чем раньше. А значит, не получится выделять деньги на зарплаты военных в таком же объеме. Замкнутый круг, которому поможет либо стимуляция реального сектора экономики, либо банальная остановка конфликта. И для Киева это был бы даже не такой плохой вариант – уйти в глухую оборону, заморозив военные действия, чтобы уменьшить расход боеприпасов и снизить ущерб для экономики.

Но, как рассказал в беседе с Baltnews председатель КРОО "Центр политического просвещения" Иван Мезюхо, Украина на данном этапе не собирается переходить в глухую оборону и тем более замораживать конфликт. Общество, особенно радикальная его часть, жаждет любых, хотя бы тактических побед на поле боя. Именно поэтому был заменен главком ВСУ. И перед Сырским сегодня стоит задача по производству пусть маленьких, но побед, которые могут взбодрить социум.

"Что же касается экономики, то режим Зеленского не в состоянии этим заниматься, и уж тем более как-то поддерживать реальный сектор экономики страны. Вместо этого они продолжают окучивать Запад на предмет выделения денег. Судя по всему, ЕС поставит оружие на Украину, да и США близки к принятию решения о спонсировании Киева. Но оружие не попадет на украинские склады так быстро, как хотелось бы Зеленскому и его команде", – заметил Мезюхо.

"В итоге украинские формирования и дальше будут нести большие человеческие потери, которые сложно восполнить, несмотря на мобилизацию. Да, можно набрать людей на улицах. Но их нужно одеть, обуть, накормить, вооружить, обучить, поработать с идеологической составляющей. Все это требует денег и времени, которых у Украины нет", – заключил политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.