Антироссийские настроения в постсоветских странах: кто на чьей стороне

© Sputnik / Стрингер

Ряд стран, ранее входивших в СССР, старается всячески продемонстрировать свою русофобию, при этом Запад активно подталкивает других присоединиться к такому процессу. Кто из этих государств готов перейти на новый уровень противостояния с Москвой?

С момента распада СССР прошло больше трети века, и вопрос о целостности постсоветского пространства больше не актуален. Страны, некогда входившие в один союз, сегодня объединяет разве что понимание русского языка, хотя во многих республиках с этим наследием усиленно сражаются.

Впрочем, есть еще одно сходство – во всех этих государствах США и их союзники пытаются навязать русофобию, подпитывая антироссийские настроения. Сегодня бывшие советские республики можно условно поделить на две группы – те, где это удалось, и те, которые все еще сотрудничают с Москвой.

Как Запад подпитывает русофобию в уже откровенно враждебных странах? И кто будет следующим в очереди разжигания очередной антироссийской истерии?

Радикальная русофобия

При мысли о странах, в которых годами взращивали ненависть к РФ, на ум сразу приходит четыре государства – Украина, Литва, Латвия, Эстония. Конечно, есть и другие уголки на планете с похожей идеологией, но все же именно они отличаются наиболее радикальными взглядами среди элит.

Если в странах Прибалтики русофобия пышно расцвела сразу после распада СССР, и даже отчасти до этого момента, то на Украине ненависть к России взрастили уже в XXI веке. В 1990-х годах прошлого века эта страна рассматривала Москву как одного из важнейших партнеров.

Украинские политики старались "смотреть в обе стороны" – и на Восток, и на Запад, и даже добровольно взяли на себя роль своеобразного посредника. Большая часть населения Украины тогда разговаривала на русском языке, что сейчас многим покажется даже странным, а товарооборот этих двух стран не оставлял сомнений в том, что РФ – ключевой партнер для восточноевропейской страны.

Все изменилось после того, как в результате государственного переворота в 2004 году к власти пришел Виктор Ющенко, спонсируемый Западом. Именно тогда была уничтожена любая надежда на демократию в Украине.

В период правления Ющенко Верховная рада приняла закон о голодоморе 1932–1933 гг. и признала его геноцидом против украинского народа, заложив первые кирпичики в стене русофобии. Так же именно этот президент всячески потакал радикальным националистам, в том числе признал Степана Бандеру (нацистский преступник) героем.

В период с 2004 по 2010 гг. начали переписываться книги по истории, хотя, безусловно, еще не дошли до того уровня, как при Петре Порошенко. Но логика прослеживалась уже тогда – насаждалась антироссийская культура, причем с радикальными нотками. Все, что противоречило России, ее истории и взглядам, считалось благом, пусть даже для этого потребовалось уйти в нацизм.

В 2014 году влияние Запада на украинские элиты, продвигающие русофобию, стало неоспоримо. "Мирные митинги", которые закончились кровавым вооруженным переворотом и началом гражданской войны, регулярно посещали официальные представители ЕС и США, в том числе Виктория Нуланд – тогдашний помощник госсекретаря США. Она же, кстати, и призналась публично перед телекамерами, что курировала евромайдан, а Штаты потратили на этот проект $5 млрд.

Украина шла по уже проторенной дорожке, которую проложили страны Прибалтики. Разница между ними заключается только в том, что Литве, Латвии и Эстонии повезло немного больше – их приняли в ЕС (хоть для этого и пришлось уничтожить собственную промышленность и атомную энергетику) и не ввергли в состояние гражданской войны. Но в остальном все повторялось – осквернение советских памятников, постепенный запрет русского языка, факельные шествия, признание нацистских преступников героями и т.д.

Русофобия в этих республиках давно стала обязательным атрибутом и даже синонимом евроинтеграции. Ненавидеть Россию и любые ее проявления здесь поощряется. Причем настолько, что в Латвии полиция запрещала приносить цветы к посольству РФ в Риге в память о жертвах теракта в подмосковном концертном зале "Крокус Сити Холл", а официальные лица позволяли себе циничные и жестокие комментарии по этому поводу.

Кто следующий?

Есть страны постсоветского пространства, которые еще не перешагнули рубеж радикальной русофобии, но уверенно стремятся к этому. Армения, Молдавия, отчасти Казахстан – все эти государства сейчас находятся под влиянием западных стран, причем в каждой из них применяются свои методы.

Например, в Армении, которая хоть и пыталась казаться относительно нейтральной, но ратифицировала статут Международного уголовного суда, который выдал ордер на арест Владимира Путина.

Глава постсоветского государства Никол Пашинян не скрывает своих связей с высокопоставленными чиновниками НАТО. Йенс Столтенберг не раз посещал эту страну (как, кстати, и Грузию, а также другие государства Закавказья). Последний раз премьер-министр Никол Пашинян принял в Ереване представителя генсекретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Хавьера Коломину в конце января.

Пашинян не теряет надежды добиться от Североатлантического альянса гарантий безопасности и ради этого перекраивает политику, в том числе отправляет на Украину "гуманитарную помощь", а также готов арестовать главу соседнего государства по приказу США.

В Молдавии была проведена более длительная и кропотливая работа. Здесь годами, используя украинский шаблон, взращивались НКО, которые существовали на западные гранты. В итоге все правительство президента Майи Сандру (которая, кстати, является гражданкой Румынии) продвигает русофобские идеи, стремясь стать Прибалтикой №2.

Однако больше всего опасений, на данный момент, вызывают даже не эти государства с очевидно искусственно выращенной ненавистью к РФ. Как отметил политолог Андрей Тихонов в беседе с Baltnews, русофобия не является следствием одной лишь пропаганды. Это инструмент наиболее реакционных правящих групп.

"Как мы видим на примере Грузии, в случае смены власти русофобия чудесным образом может если не испариться, то минимизироваться. В этом плане стоит рассуждать о том, кому русофобия выгодна на постсоветском пространстве. И тут на ум, прежде всего, приходит Казахстан. Новая правящая группа заинтересован в дистанцировании от России и уменьшения веса русского населения в республике", – рассказал эксперт.

Друзья с оговорками

Пожалуй, Казахстан является самой противоречивой страной, которой смешалась как русофобия, так и стремление проводить относительно независимую политику. И на то, какие именно настроения будут преобладать, очень сильно отразятся результаты СВО. Пока конфликт не завершен, большинство государств Средней Азии стараются не вдаваться в крайности. Но при этом, так или иначе, все они подвержены американскому влиянию.

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов рассказал Baltnews, что США используют так называемую мягкую силу. Именно Вашингтон является родоначальником этого термина. Еще в конце 1980-х американский профессор его придумал Джозеф Най.

С тех времен Вашингтон использует мягкую силу в своей деятельности. Основная задача этого метода в том, чтобы создать в иностранных государствах такие политические и экономические элиты, которые имели бы дружеские отношения с США и зачастую находились бы в подчиненном положении. Этот метод активно использовали  на всем постсоветском пространстве, в том числе и в России в 1990-х.

"Именно такими методами США сделали из Украины гипертрофированную русофобскую страну, которая рассматривает Америку и Европу почти как божество. Мягкую силу использовали в Грузии, Казахстане, Киргизстане. В Азербайджане уже меньше, поскольку это государство проводит относительно независимую политику, к тому же имеет не самые лучшие отношения с некоторыми странами Запада", – заметил Иванов.

"Также в меньшей степени влиянию США подвержен Узбекистан. Когда в этом государстве происходили достаточно тяжелые события, в том числе исламское восстание, Америка не поддержала власти, в отличие от России. Абдулазиз Камилов понял, что Москва является его союзником. И хотя у власти давно находится другой президент, общая тенденция сохраняется. Конечно, американское влияние здесь тоже присутствует, но меньше, чем в Казахстане", – добавил он.

Политолог напомнил, что многие союзники РФ обязаны Москве поддержкой во время беспорядков. Так Казахстан получил помощь в виде российских войск в начале 2022 года. Но даже несмотря на это Астана пытается действовать в рамках санкций, которые утвердил Запад. На стороне США и ЕС пока находятся сильные экономические ресурсы и возможности, поэтому и получается двоякая ситуация.

"С одной стороны государства Средней Азии являются союзниками РФ по ОДКБ и евразийскому сотрудничеству, с другой – стараются не нарушать санкции. Но тоже до тех пор, пока им это выгодно. Например, Туркменистан и Таджикистан слишком сильно завязаны на Россию экономически и не готовы жертвовать хорошими отношениями с этой страной. Также не стоит забывать, что все эти государства находятся между РФ и КНР. Китайское влияние в них достаточно сильно, а это практически синоним антизападной политики", – резюмировал эксперт.

Белоруссия – пример спокойного соседа

Белоруссия – единственная страна, которая смогла успешно сопротивляться всем попыткам Запада поставить лояльные к себе политические элиты в государстве и настроить их против Российской Федерации.

В стране за последние более чем десять лет были попытки различных НКО, спонсируемых фондами из Европы и США, раскачать общество и настроить его против действующей власти. Получалось не настолько хорошо, как это было в Молдове или на Украине, однако результат все же был.

Он вылился в попытку госпереворота в 2020 году, когда эти организации попытались сначала сорвать выборы президента РБ, а затем инициировали беспорядки в столице и ряде других городов, провоцируя население к стихийным митингам.

Минск, видя, что происходило в той же Украине в 2014-м, решил пойти на жесткие меры. Толпа протестующих была разогнана, хоть и не сразу. Внутри страны восстановили логистику и работу предприятий.

Итог – в Белоруссии экономика намного лучше себя чувствует, чем в соседних балтийских республиках, на Украине (даже до СВО) или в странах Закавказья. Нет и намека на гражданскую войну, а энергокризис – это что-то неизведанное и далекое, происходящее в Европе.

Важно отметить, что Запад, понимая, что поставить своих марионеток у власти в РБ не получится, старается давить на Минск с помощью санкций. Увы, это не помогает. Рестрикции против президента Белоруссии Александра Лукашенко начались еще в далеком 1998 году (из-за скандала с выселением ряда послов из их резиденций в поселке Дрозды в Минске). Позже их сняли, но довольно скоро появились новые, причем поводы Запад создавал прямо-таки из воздуха.

В 2006-м Евросоюз и США, ввели санкции против Лукашенко, посчитав результаты прошедших тогда выборов нелегитимными. После этого была еще целая череда пакетов санкций, которые заметно усилились после 2020-го. Причины все те же – якобы не легитимность президента, нарушение "прав человека" и принципов демократии, т.е. все те же претензии, под предлогом которых США с союзниками разрушали, вторгались в страны или устраивали там перевороты.

Однако чем сильнее были санкции против РБ, тем сильнее страна в экономическом плане сближалась с Россией. Кстати, когда против РФ в 2022-м ввели рекордное количество ограничительных мер, ее товарооборот РБ стал расти как на дрожжах. В 2022 году он вырос до рекордных $43 млрд (в 2021-м было $36 млрд). Только за первое полугодие 2023-го Белоруссия увеличила перевалку грузов через российские порты в 4 раза.

Нейтральность по отношению к действиям Москвы на мировой арене, а с последних лет и даже одобрение ее действий в итоге обеспечили Минску политическую и экономическую стабильность. К сожалению, такой опыт политические элиты других постсоветских стран не посчитали полезным. Впрочем, никогда не поздно начать его использовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.