Волею исторических судеб российский эксклав оказался отделен от "большой России" весьма недружелюбными странами. Провокации, запреты, учения… Кто-то вспомнит простое "Если тебя окружили, ты можешь наступать в любом направлении".
И речь не военных авантюрах. Конечно же, нет. Речь о тех возможностях, которые открывает положение Калининградской области – экономических, политических, технических. По словам врио губернатора региона Алексея Беспрозванных, область "будет действовать по своему плану", несмотря на внешние обстоятельства.
– Алексей Сергеевич, вопрос калининградского транзита стоит очень остро. Литва в конце прошлого года на 20% сократила квоты на транзит грузов, на 60% подняла тарифы на транспортировку. Как существовать со столь враждебным соседом?
– С одной стороны, соседей не выбирают. А с другой стороны, когда сосед по лестничной площадке оказывается недоброжелателен, ты дальше все равно живешь своей жизнью и развиваешься. И мы также будем делать.
Понятное дело, что на сегодняшний день у нас на калининградском направлении Литва действительно крайне неохотно пропускает на границе фуры. Это, конечно, значительно ограничивает логистическую составляющую.
Но паромы работают хорошо. Мы переориентировались на морские перевозки. Я говорю о "Маршале Рокоссовском", "Генерале Черняховский" и "Амбал". Эти паромы способны перевозить и вагоны, и технику. Все они сегодня у нас загружены на сто процентов.
Безусловно, мы совместно с федеральными ведомствами решаем задачу увеличения субсидирования морских перевозок. Это очень и очень важно. Идет развитие Калининградской области.
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) мы подписали инвестиционных проектов на более чем 250 млрд рублей. И важно, чтобы у инвесторов было понимание, каким образом они будут привозить к нам материалы для строительства и так далее. То есть никакие ограничения не должны влиять на срок реализации проектов.
На данный момент у нас заключены соглашения с 16 получателями на 1,8 млрд рублей. Но потребность больше как минимум в два раза. Поэтому, конечно, нам важно строительство дополнительных паромов, инфраструктуры порта…
Главное, чтобы ничего не влияло на стоимость инвестиционных проектов, потому что уже сегодня инвесторы закладывают в свои проекты издержки на перевозки. Мы, в свою очередь, закладываем в эти проекты свое субсидирование. То есть мы с инвесторами обоюдно поддерживаем друг друга. И я уверен, что все проекты, в том числе агропроекты, туристические, будут реализованы.
– А как вынужденные ограничения влияют на простых людей?
– Логистическая составляющая для калининградцев – это, конечно, авиаперевозки. Если раньше можно было добираться и поездом, и автобусом, то сейчас в основном пользуются самолетами. В этом направлении основное, чем мы сейчас занимаемся, – субсидирование льготных билетов для калининградцев. В конце прошлой неделе, кстати, мы посмотрели, сколько осталось билетов. Порядка четырех тысяч билетов по разным направлениям.
Как вы видите, во-первых, билетов не хватает. Мне пишут в соцсетях, что их сложно купить. Да я и сам столкнулся с такой проблемой. Поэтому с министерством транспорта мы уже разработали решение этой проблемы. То есть на начало июня никакого дефицита билетов нет.
Благодаря проведенной работе нам удалось дополнительно направить на субсидирование полетов жителей Калининградской области более 675 млн рублей. Для жителей Калининградской области станут доступны 132 360 дополнительных льготных билета в Екатеринбург, Москву и Санкт-Петербург. Приобрести льготный билет по категории "Житель Калининграда" можно у авиакомпаний "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", "Северный Ветер", "СмартАвиа".
Что касается перевозок ж/д транспортом, как вы правильно отметили, Литва в очередной раз срезала квоты на транзит, подняла тарифы… Безусловно, все это повлияло на рост грузоперевозок морем. Так что, как я уже сказал, именно на этом направлении и будем расширять свою работу.
– Как вы помните, пару лет назад Литва говорила даже о полном перекрытии сухопутных коридоров, которые связывают эксклав с территорией России. Есть ли у вас план на этот случай?
– План, конечно, есть. Как я уже сказал, в первую очередь, мы будем ориентироваться на морские и авиаперевозки. Что до развития инфраструктуры портов, к реализации этого плана мы уже приступили. Есть планы и по строительству новых паромов, как грузовых, так и пассажирских.
– Военно-политическая обстановка вокруг Калининградской области также напряженная. Число учений со стороны Литвы и Польши растет. Готовы ли вы к провокациям, в том числе и военного характера?
– Мы готовы к любым провокациям. В конце мая я поздравлял пограничников с профессиональным праздником. Готовность у них высокая. Они бодро себя чувствуют. Я им: "Ну, что ребята, а если вдруг?" Они мне: "Алексей Сергеевич, не сомневаетесь, граница в надежных руках". Россия и президент России никогда не дадут Калининград в обиду. В этом плане калининградцы могут быть спокойны.
– Вы говорили о развитии морских перевозок. Но риторика западных политиков становится все агрессивнее. Кто-то, бывает, говорит уже и о морской блокаде Калининграда. А как вы знаете, с точки зрения международного права это сasus belli.
– Да, нас провоцируют. Провоцируют на какие-то действия… Но мы на это не реагируем. У нас есть свой план, мы ему следуем. Как говорится, собаки лают – караван идет. Зачем они все это делают, нам тоже понятно. Пытаются заработать политические баллы. Лучше бы вместо громких антироссийских заявлений занялись внутренними проблемами.
– А сами калининградцы, ощущают ли они давление со стороны враждебно настроенных соседей?
– Я много общаюсь с калининградцами. И у нас своих вопросов, требующих решений, хватает. Вопросы социального характера, экономика…
Если посмотреть, с какими вопросами ко мне лично обращаются граждане, нет практически ни одного, касающегося политики внешней. Все – насущные проблемы.
– Как вы знаете страны Балтии, в том числе и Литва, депортируют граждан России. Если ли у Калининграда план приема наших соотечественников?
– Сейчас у нас для соотечественников и репатриантов заработал сервис "Балтийский маяк". Там проводятся и подробные консультации, и принимаются обращения. По состоянию на конец мая центр принял 1,5 тысячи телефонных звонков. Юристы, бытовые вопросы, социальные вопросы – там все.
Мы общаемся и лично с нашими соотечественниками. Ежедневно по 2-3 семьи обращаются очно. Мы их практически берем за руку, консультируем, помогаем. И сейчас 33 человека из Латвии, Германии, Казахстана и других стран участвуют в госпрограмме по репатриации. Конечно, мы уделяем особое внимание этому вопросу и готовы принять наших соотечественников в любой момент, оказывая им всестороннюю поддержку.