Боевые действия, начатые в 2022 году, запустили механизм превращения территории бывшей УССР в дикое поле. И дело даже не в том, что Украина останется без своих самых богатых и плодородных земель и потеряет большую часть советской энергетики, а в том, что в самом обществе этой страны запущен механизм самоуничтожения.
Депопуляция и бесхозная земля
Как только стихнут пушки, Киеву придется столкнуться лицом к лицу с последствиями своей политики. Главное из них – депопуляция. Как отмечают сами украинские демографы, в стране осталось менее 30 млн человек. И это только по официальным данным.
При этом работают из них порядка 20 млн человек. То есть в среднем на каждых двух работающих украинца приходится по одному иждивенцу. Возрастная структура населения страны доказывает, что в будущем ситуация только усугубится.
Низкая рождаемость в последние десятилетия привела к уменьшению доли младенцев и детей в общей популяции. Основная нагрузка все больше ложится на работающих. Вместе с тем значительное количество трудоспособного населения эмигрирует в поисках лучших экономических условий. Это сокращает долю молодых и трудоспособных возрастных групп внутри страны.
Далеко не факт, что после завершения СВО и открытия границ сотни тысяч украинцев не рванут в Европу, США, Турцию и Россию за лучшей жизнью.
Как известно, без людей не существует ни одного государства, а с текущими темпами к концу нынешнего века на Украине может остаться менее 10 млн человек. Что будет в таком случае с государством – вопрос риторический.
Стоит лишь добавить, что ситуация может быть гораздо хуже, так как зачастую люди покидают страну, но сохраняют старую регистрацию, что позволяет правительству рапортовать о том, что человек, дескать, есть, хоть и живет уже десятый год в другой стране.
Здесь же вопрос возраста и здоровья оставшегося населения. Как долго протянет работающий пенсионер или демобилизованный ВСУшник, потерявший ногу? Ответ на все эти вопросы мир в скором времени увидит.
Потеря территорий
Нельзя оставить за скобками и территориальный вопрос. После воссоединения Донбасса и Новороссии с РФ в 2022 году, территория страны уменьшилась на 108 тыс. км², население – на 8 млн. Как оценивают ситуацию представители киевского режима, за все время конфликта Украина потеряла 20% территорий, а экономика обвалилась на 30%.
Конкретнее: Киев лишился пятой части всех своих посевных площадей. Учитывая высокую интенсивность боевых действий, можно допустить, что процент гораздо выше, так как непригодными остаются многие поля под контролем киевского режима. На их разминирование может уйти не один год.
Но не только сухопутные "активы" потерял киевский режим. Благодаря мудрой политике Зеленского страна упустила более половины морского побережья. В мирной жизни наличие портов только в двух регионах создает длинное логистическое плечо, которое придется долги годы инфраструктурно развивать, чтобы гавани смогли обслужить все грузы.
Потери запасов ресурсов
Вместе с территориями, которые вернулись под русский флаг, Украина потеряла 63% месторождений угля, 42% – металлов, 33% – редкоземельных металлов, включая залежи лития, 20% – нефти, 11% – природного газа.
Как отметил заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев, стоимость ресурсной базы полезных ископаемых Украины оценивается почти в 14,8 трлн долларов. При этом $7,3 трлн приходится на Луганскую и Донецкую народные республики.
"Почти половина национальных богатств прежней Украины – это Донбасс! Ещё в $821 млрд оцениваются ресурсы Крыма, Запорожской и Херсонской областей, которые вернулись в состав России", – сказал политик.
Гораздо хуже обстоит ситуация с запасами полезных ископаемых. Когда-то Донбасс был промышленным сердцем Украины, главным центром добычи угля и металлургии. До начала распада бывшей УССР в 2014 году Донецкая и Луганская области обеспечивали 16% ВВП Украины, а их доля в производстве промышленной продукции превышала показатели других регионов.
Так, на Донбассе находятся крупнейшие залежи антрацита – около 7 млрд тонн. Этот высококачественный уголь, известный своей высокой теплоотдачей, исторически ассоциируется с промышленностью и широко используется в энергетике, черной и цветной металлургии. На него приходится около трети всех местных угольных запасов.
Только с потерей контроля над Покровском, Украина утратит доступ к производству коксующегося угля, что сильно ударило по оставшейся металлургической промышленности страны.
Но не одним углем богат Донбасс. До 2022 года Россия импортировала 90% белой огнеупорной глины именно с Украины. С началом СВО поставки прекратились, а вскоре предприятия региона начали напрямую поставлять этот материал в РФ.
А еще в регионе залегают редкоземельные металлы – важнейший ресурс для экономики будущего. Они широко применяются в производстве электроники, машиностроении, авиастроении и других отраслях. Одним из крупнейших является Азовское месторождение недалеко от Мариуполя. По разным оценкам, только диоксида циркония там залегает более 500 000 тонн.
Донбасс также богат на литиевые месторождения – один из ключевых металлов для производства аккумуляторных батарей большой емкости. Без преувеличения можно сказать, что без лития невозможен никакой энергопереход. Этот металл стал новым золотом. Именно поэтому западные страны, особенно Германия, проявляют большой интерес и, несмотря на боевые действия, стремятся застолбить за собой хотя бы иллюзорное право разрабатывать эти запасы.
А еще на территории Запорожской области расположены залежи железных и марганцевых руд. Примечательны и месторождения гранитов, известняков, глин, песчаников и т. д.
В целом, как посчитали западные компании, Россия взяла под контроль месторождения топливного сырья, металлов и других полезных ископаемых на 12,4 трлн долларов.
Ментальные искажения нации
Территориальные, демографические и экономические потери – лишь часть той беды, в которой оказалась территория бывшей УССР.
Если мы представим, что завтра боевые действия закончатся, Украина останется один на один со своими проблемами. Не трудно предугадать, что власть имущие постараются сбежать, ибо отвечать на неудобные вопросы населения никто не захочет.
Например, на вопрос о том, кто гнал на убой молодых здоровых мужчин, прямо на российские мины и под снаряды. Не будет ответа и на вопрос о масштабном казнокрадстве, которое напомнит о себе, когда страсти после завершения конфликта поулягутся.
Но даже не в этом главная проблема поствоенной Украины. После завершения конфликта в мирную жизнь вернутся десятки, а то и сотни тысяч мужчин, переживших боевые действия. В быту они столкнутся с ненужностью, дискриминацией и разрушенным бытом.
Куда устремится недовольство условного боевика, когда он, вернувшись в свой поселок, обнаружит, что благоверная прихватила детей и уехала в Польшу строить личную жизнь? А если к этому приложится невозможность найти работу и устроиться в новом для себя мире? А ответ прост: человек, умеющий держать в руках оружие, может начать с его же помощью "восстанавливать справедливость".
Более того, для нации, которую годами раскачивали на "зрадо-переможных" качелях, просто не может быть приемлемого мира с Россией. Народ, превращенный пропагандой в кровопийц, будет не в состоянии не то чтобы созидать новое – просто мирно жить, используя то немногое, что осталось. А если этот народ рассеять на территории с разбитой экономикой и без природных ресурсов, ему не останется ничего, кроме переезда или разбоя.
Те, кто сможет себя сохранить, скорее всего, покинет Украину в том или ином направлении, а те, кто не найдет себе места, попытается получить силой то, что ему причитается.
С большой долей вероятности Украина снова рухнет в круговорот "майданов" и диктатур, которые будут бессильны перед системными проблемами государства. Киев продолжит культивировать из России образ врага, виновного во всех своих бедах. Только так новый режим сможет ненадолго консолидировать общество и продержаться у власти.
Добить нельзя оставить
Как бы не закончилась спецоперация, уже сейчас можно однозначно сделать вывод: в любом случае Украина останется государством-зомби, медленно разлагающимся под грузом внутренних проблем.
С другой стороны, в таком виде оставлять ситуацию нельзя. Пока на Украине может существовать радикальный режим, она будет до последнего угрожать безопасности России. Если пустить ситуацию на самотек, может потребоваться новое военное вмешательство.
Кроме того, отток населения с территории бывшей УССР, разбазаривание советского наследия и богатств этих земель не выгодны России. Вместо этого необходимо обеспечить стабильность на этих землях, чтобы направить конструктивные силы в русло объединения с Россией и созидания. Только в таком виде есть шанс сохранить Украину с человеческим лицом.
Впрочем, надо понимать, что Запад не перестанет толкать Киев на путь тотального самоуничтожения. Деньги в местных гауляйтеров вложены не малые, а уважаемые буржуа привыкли отбивать инвестиции до последнего цента. Именно поэтому они будут пытаться любой ценой получить доступ к богатствам новых российских регионов. Любой цена будет, конечно же, для украинцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.