Бывшая премьер-министр Эстонии Кая Каллас, которая в декабре сменит Жозепа Борреля на посту главы евродипломатии, на слушаниях в Европарламенте рассказала, как она видит будущую внешнюю политику Европейского союза.
Чего ждать от эстонского политика во главе наднациональной структуры ЕС, учитывая ее политическую карьеру, где в свое время удивительным образом переплетались фанатичная русофобия, граничащая с нацизмом, и бизнес, связанный с российскими компаниями?
Кому дали руль от европейской дипломатии
Будучи еще премьер-министром Эстонии, Кая Каллас показала, что она из тех политиков, которые с пеной у рта призывают всех делать одно, а ее рука за спиной делает обратное. Когда началась СВО на Украине, а в Европе отправляли Киеву только средства индивидуальной защиты, глава эстонского правительства настаивала на немедленных поставках "Незалежной" тяжелого вооружения, боеприпасов и заморозке российских активов на территории ЕС. В итоге, конечно, все так и произошло, но не сразу. Поначалу в ЕС остерегались провоцировать Кремль и повышали ставки понемногу.
При этом Каллас агрессивно призывала наказывать все компании в ЕС и в Эстонии, которые сотрудничали с российским бизнесом, игнорируя санкции. Однако в 2023 году выяснилось, что ее муж – Арво Халлик – имеет деловые связи с РФ. Об этом тогда даже писали в эстонских СМИ.
Мужу Каи Каллас принадлежало 25% автотранспортной компании Stark Logistics, которая продолжала возить в Россию из Евросоюза и обратно товары, не находящиеся под рестрикциями. Формально, конечно, никакие законы ЕС не нарушались. Но сам факт того, что семья Каллас зарабатывает на торговле с РФ, когда политик с трибун кричит о необходимости изолировать Москву, выглядит, выражаясь дипломатическим языком, лицемерно.
Впрочем, двуликость для Каллас – это семейная традиция. Отец Каллас – Сийм Каллас, о чем пишут даже в британской The Economist, был членом КПСС, директором эстонского республиканского отделения Сбербанка СССР с 1979 по 1986 годы. Видимо, тогда семья Каллас не понимала, что они все под оккупацией, а Советский Союз, строящий рыболовецкий флот и промышленность для Прибалтики – это зло.
Зато Сийм Каллас очень быстро переобулся в 1990-е, быстро позабыв, что он был в КПСС и занимал весьма серьезную должность. Как только СССР исчез, он проявил себя в качестве сторонника независимости республики и стал первым главой национального банка независимой Эстонии. Так что Кая Каллас на своем новом посту при необходимости наверняка сможет проявить феноменальную гибкость и разворот на 180 градусов, если того потребует ситуация.
Для европейской наднациональной структуры бывшая премьер-министр Эстонии отлично подходит еще и тем, что она четко соблюдает все гласные и негласные внутриполитические установки, которые Брюссель требует от членов ЕС в последние годы. Каллас в Эстонии активно продвигала либеральные реформы, в том числе инициировала непопулярный в достаточно консервативной для Восточной Европы закон, разрешающий однополые браки.
Именно эстонский премьер в 2022-м выступила за запрет на выдачу шенгенских виз россиянам, причем еще и надменно заявляя, что посещение Европы – это привилегия, а не неотъемлемое право человека.
С отношением к поддержке Украины у Каллас вообще не было никаких проблем. Как отмечали в европейской и британской прессе, эстонский премьер за свой срок превратила небольшую балтийскую страну с населением 1,4 млн человек в одного из крупнейших военных доноров Украины, если учитывать расходы в расчете на душу населения.
Натиск на Восток
В ходе слушаний в Европарламенте Кая Каллас сразу отметила главное направление внешней политики, которого должен придерживаться ЕС. Эстонка сообщила, что намерена сфокусироваться на противостоянии с РФ и Китаем, а также на поддержке Украины.
"Победа Украины является для всех нас приоритетом. Ситуация на поле боя очень сложная. Нужно работать сегодня и завтра, столько, сколько потребуется, оказывая всю необходимую военную, финансовую и гуманитарную помощь", – заявила она евродепутатам.
Кроме этого, среди ее тезисов следует отметить следующее:
- у ЕС два приоритета – конфликты на Украине и на Ближнем Востоке;
- бороться с "угрозой" со стороны России, Китая, КНДР и Ирана, которые якобы стремятся изменить "основанный на правилах" международный порядок;
- военную и финансовую помощь Украине надо подкрепить четкими гарантиями вступления в Евросоюз;
- наращивать военный потенциал ЕС (правда, Каллас отвергла идею создания европейской армии);
- усилить контроль исполнения европейскими компаниями санкций против России;
- заняться изъятием и использованием замороженных российских активов, чтобы направить их на финпомощь Украине;
- снизить зависимость ЕС в ключевых секторах от Китая;
- ограничить нелегальную миграцию в Евросоюзе;
- следовать целям по расширению ЕС.
Таким образом, кардинальных перемен не предвидится. Речь идет скорее не о новых направлениях, а об усилении уже существующих.
"Внешняя политика ЕС в ближайший период будет определяться внешней политикой США. Безусловно, европейцев ждут нелегкие времена, как это уже было в период первой каденции Трампа. Европейцам придется отражать нападки трампистов, обвинения в том, что они мало тратят на оборону и так далее. И вряд ли экс-премьер Эстонии сможет стать той фигурой, которая восстановит субъектность ЕС. Для этого нужен масштаб де Голля. Но таких политиков сейчас в Европе нет, и их появления не предвидится", – поделился мнением с Baltnews политолог Андрей Тихонов.
Политолог добавил, что Каллас уже однозначно высказалась за "войну до победного конца" с Россией. Как и всякий эстонский мейнстримный политик, она ярая русофобка. Поэтому стоит ожидать как минимум ужесточения антироссийской риторики. Отношения же с Китаем будут зависеть от администрации Трампа.
"Партия войны" против "партии мира"
Будет ли какая-то страна или группа государств в Евросоюзе сопротивляться агрессивной внешней политике Каи Каллас? На этот вопрос в беседе с Baltnews ответил политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.
"Это во многом показательное назначение, в том числе и гендерное, чтобы показать, что в наднациональных структурах ведущие посты занимают женщины вроде Урсулы фон дер Ляйен и Каи Каллас. Но это еще и показывает, какое направление будет для ЕС не просто ключевым во внешней политике, а почти единственным. Вся политика будет подчинена противостоянию с Россией, потому что Каллас попросту ничего другого и не умеет. Все остальное будут решать США и Германия, чей голос в ЕС основополагающий", – объяснил эксперт.
Как отметил Трухачев, сейчас даже к Ирану или Северной Корее предъявляют претензии не из-за неких нарушений прав человека, а из-за дружественных отношений с Москвой. С этой точки зрения в ЕС рассматривают все остальные страны.
"Есть такой стереотип, что в Европе присутствует деление на согласных и несогласных с политикой Брюсселя стран. На самом деле речь идет скорее о делении по партиям. До прихода Фицо к власти в Словакии внешняя политика этой страны мало чем отличалась от Чехии и других стран ЕС. Но как только там поменялось правительство, все кардинально изменилось. То же происходит и в других странах.
Чтобы понять, будут ли в ЕС сопротивляться внешней политике Каи Каллас и наднациональным структурам Евросоюза, надо смотреть на правительства всех 27 стран. Если 15 из них (причем обязательно в списке должны быть Германия, Франция, Испания и Италия) эти правительства полностью заменятся на другие, вот тогда внешняя политика Старого Света действительно начнет меняться", – пояснил политолог.
По мнению Вадима Трухачева, у Каллас, скорее всего, среди задач будет закрепить в ЕС формулу "двойного большинства". Это принцип, когда страны вроде Польши, балтийских республик, Финляндии и Хорватии со Швецией занимают радикальную позицию, тем самым блокируя любое сопротивление, которое могут оказать Венгрия или сочувствующие ей.
"Бывшему эстонскому премьер-министру нужно будет активно использовать такую формулу "двойного большинства", чтобы никто не мешал развитию антироссийской истерии. Впрочем, Кая Каллас менее профессиональна, чем Жозеп Боррель – даже при всех его недостатках. С большой долей вероятности она провалит все, что ей поручат", – резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.