В конце сентября в Риге собрались генералы и старшие офицеры НАТО – обсуждали, как ответить России на якобы имевшие место нарушения воздушного пространства альянса самолетами и беспилотниками. Дискуссий было много, планов – еще больше, а вот ответов на базовые вопросы никто не дал. Например: кому принадлежат дроны, наводящие панику в Европе? И на каком основании решено, что они – российские?
Ничейные беспилотники
Беспилотники, нарушившие 10 сентября воздушное пространство Польши, не имели боевой нагрузки. Без нее оказались и аппараты, зафиксированные над инфраструктурными объектами в Дании. Та же картина – в Норвегии и на юге Швеции. Ранее дроны с аналогичными характеристиками падали в Эстонии, Латвии и Литве – не нанося вреда ни людям, ни технике, ни зданиям.
Сложилось ощущение, будто кто-то намеренно провоцировал реакцию – устраивал шоу для одних и проверку на прочность для других. Физическая карта намекает: внимание дронов приковано к тем странам, которые контролируют Балтийское побережье и выход в Атлантику через Датские проливы – Большой и Малый Бельт, Эресунн. Именно через них следуют танкеры с российской нефтью.
С вступлением Финляндии в НАТО Балтику начали рассматривать как "внутреннее озеро альянса". Появилось желание контролировать регион жестче. Чтобы запереть российские танкеры в Финском заливе, нужен был повод. И он нашелся – согласно версии, родившейся в Лондоне, БПЛА якобы запускались с российских танкеров.
Так появилась коалиция стран, заинтересованных в ограничении свободы судоходства: от Скандинавии до Прибалтики. А вот в Греции, Италии и Испании, которые контролируют выходы в южные моря, дронов не наблюдают – через них российские суда Балтику не покидают.
Бюрократическая риторика и военные фантазии
На той же рижской встрече новый председатель Военного комитета НАТО, адмирал Джузеппе Каво Драгоне, заявил, что действия ВС РФ носят "эскалирующе безрассудный характер". Присутствующим понравилось – особенно латвийскому президенту Эдгарсу Ринкевичсу, который призвал к "решительному ответу".
Речь зашла о необходимости сбивать российские беспилотники и самолеты над территорией НАТО. Но тут же возник вопрос: кто и за какие участки отвечает? У стран Балтии, к примеру, сбивать "низколетящие и скоростные цели" банально нечем.
Параллельно в структурах ЕС обсуждали инициативу Eastern Flank Watch – проект защиты восточного фланга. Нас же интересует только один элемент: пресловутая "антидроновая стена". Как сообщил еврокомиссар по обороне и космосу Андрюс Кубилюс, "стена" защитит не только приграничные с Россией государства, но и всю Европу.
Речь идет о системе обнаружения и перехвата дронов, опирающейся на космическую инфраструктуру. Кубилюс (космос – его профиль) пообещал реализовать проект за год. Правда, поверить в это трудно: проектов у него много, а законченных – нет. Зато слов он не жалеет.
Литовский еврокомиссар не промолчал и на этот раз: "Наш ответ должен быть твердым, единым и незамедлительным. Мы договорились перейти от концепции к действиям". Что ж, удачи.
Риторика и реальность
В авангарде идет председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она пообещала выделить Украине 2 млрд евро на дроны из замороженных российских активов. Сопровождая обещание словами: "Если будем воевать по российским правилам – нас закидают тысячами дронов. Пора переходить к нашим правилам".
Бывший литовский лидер Даля Грибаускайте пессимизма не скрывает: поздно. "Стена" не поможет – "как мертвому припарка". Президент Гитанас Науседа тоже в восторге не пребывает: пусть бы синица в руках, чем журавль в небе. Вариант с ротационной системой ПВО кажется ему более реалистичным.
Правда, даже ее в Литве толком реализовать не удалось. За два года – всего две символические инициативы. В 2024-м Нидерланды на учениях разместили под Вильнюсом комплекс Patriot, Италия – SAMP/T. На этом возможности заканчиваются.
По словам Науседы, при таком подходе перекрыть "дыры" на границе с Россией невозможно. Идея ротации, между прочим, тоже принадлежит Кубилюсу. Один из европейских дипломатов охарактеризовал ее реализацию как "поворот на 360 градусов".
Цель – не защита, а давление
С этим сложно не согласиться: "стена" стоимостью в десятки миллиардов евро – не более чем политический инструмент. Давление на Москву с расчетом смягчить ее позицию по Украине.
Реакция Финляндии (где президент Александр Стубб отказался автоматически сбивать самолеты РФ), Польши (Кароль Навроцкий идею не поддерживает), Германии, Франции и Румынии говорит сама за себя. "Стена" Кубилюса еще не построена, а уже дала трещины.
Как обычно, кто-то оказался в дураках. Угадайте с трех раз – кто?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.