Ограбление по-европейски: Брюссель готов рискнуть всем ради Киева

Еврокомиссия придумала план по отъему российских активов, но при этом Брюссель вообще не озаботился защитой от последствий такого шага.

Ничто сегодня не иллюстрирует слабость и противоречия внутри Европы лучше, чем попытка членов ЕС договориться о финансировании Украины за свой счет либо за счет российских активов.

По оценкам МВФ, Киеву на 2026-2027 годы требуется 135 млрд евро для поддержания государства, включая расходы на гражданскую и военную сферу. Евросоюз вынужден искать эту сумму самостоятельно – руководство США еще в прошлом месяце официально заявило, что денег Киеву не даст, а готово лишь продавать свое оружие.

На этой неделе Евросоюз представил план использования замороженных российских активов для финансирования Украины. Как следует из заявления председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, цель ЕС – покрыть две трети этих потребностей (90 млрд евро), оставшуюся треть должны профинансировать международные партнеры.

Окончательное решение по этому вопросу будет принято на саммите ЕС 18 декабря, однако чем ближе эта дата, тем ожесточеннее споры внутри ЕС. Причем среди несогласных не только традиционно Венгрия и Словакия, которые выступают за адекватные отношения с Россией, но еще и Бельгия, чье руководство вполне справедливо беспокоится о последствиях такой кражи.

Еврокомиссия нашла деньги для Киева

Финансирование украинского конфликта, как и поддержание жизнеспособности режима Владимира Зеленского – это проблема Евросоюза, которая в 2025 году стала приоритетной.

Вашингтон перестал давать деньги Киеву, предпочитая зарабатывать на продажах оружия Европе. Странам ЕС теперь приходится платить только из своего кошелька. На протяжении прошедших месяцев текущего года Евросоюз, надо признать, смог обеспечивать украинскую армию и даже экономику "Незалежной" на приемлемом уровне. По крайней мере, этого хватало, чтобы продолжать конфликт с Россией, несмотря на многочисленные потери.

Но к концу 2025-го стало ясно, что Европа в одиночку так долго не протянет. Отсюда и усиление давления Еврокомиссии (ЕК) на отдельные страны, чтобы они согласились использовать российские замороженные активы, находящиеся на территории ЕС.

ЕК предлагает документ, в котором предлагаются два варианта финансирования Украины.

  1. Первый – заимствования за счет бюджета Евросоюза. Если упростить, национальные правительства должны набрать из бюджетов собственных стран нужную сумму, отдать ее ЕК, чтобы она передала деньги Киеву, но не просто так, а в качестве кредита.
  2. Второй – репарационный кредит, который позволит ЕК забрать средства у финансовых институтов ЕС, владеющих замороженными активами Центрального банка России. По сути, Евросоюз заберет деньги Москвы и передаст их Украине.

Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что первый вариант требует единогласного одобрения всех членов Евросоюза. Разумеется, председатель ЕК прекрасно знает, что этого не будет. В ЕС с каждым годом становится все больше стран, не желающих расплачиваться своим кошельком за конфликт на Украине и тем более кормить местных коррумпированных чиновников.

А вот о необходимости единогласного решения во втором варианте Урсула фон дер Ляйен аккуратно умолчала. Сразу видно, что именно этот план Еврокомиссия хочет реализовать больше всего. Еще бы, ведь речь идет о серьезных тратах.

Глава Еврокомиссии настаивает на том, чтобы из необходимой Киеву суммы в 135 млрд евро две трети этих потребностей (90 млрд евро) должен покрыть Евросоюз, а оставшуюся часть должны профинансировать международные партнеры.

Боится, но в яму прыгнет

Бельгийский министр иностранных дел Максим Прево заявил на этой неделе, что Бельгия считает экспроприацию активов РФ по схеме "репарационного кредита" худшим выбором из всех возможных.

Удивительным образом на этой же неделе в столице Бельгии задержали ректора Колледжа Европы Федерику Могерини, которая ранее занимала пост главы европейской дипломатии. Многие эксперты в ЕС и ведущие СМИ региона сейчас пишут, что такой коррупционный скандал может доставить много проблем действующей главе Еврокомиссии – вплоть до очередного (четвертого по счету) вотума недоверия.

Это говорит о том, что инициатива Урсулы фон дер Ляйен и политических элит, которые за ней стоят, сильно не нравится руководству Бельгии – впрочем, как и многим другим группам политиков в ЕС.

Как пояснил в беседе с Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, бельгийская полиция не просто так устроила шоу с поисками коррупции у евробюрократов.

"Но я все-таки думаю, что Еврокомиссия пойдет на риск, используя российские активы в качестве средств для предоставления кредита Киеву. Особенно если ситуация не прояснится с переговорами России и США по Украине. Пока что план, предложенный ЕК – это что-то вроде шантажа в отношении американцев", – рассказал эксперт.

Действующие власти во Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Италии и ряде других стран уже четко дали всем понять, что хотят продолжения конфликта с Россией. Но Украина нуждается в предсказуемом многолетнем финансировании, а не в "обрывках" – ситуативных траншах, которые получается переправлять Киеву не в зависимости от нужд на фронте, а как получится.

Использование замороженных активов, пусть и в красивой обертке – в виде кредитов под эти средства – может стать очень удобным решением проблемы. ЕС оплатит продолжение конфликта с Россией, при этом он сможет без потерь для своего бюджета производить снаряды для ВСУ.

Еврокомиссия предлагает способ обойти любые угрозы вето со стороны Венгрии и других несогласных в Евросоюзе, игнорируя принцип единогласия в области внешней политики. Суть этого способа – опереться на полномочия, предусмотренные для стихийных бедствий, с целью бессрочной иммобилизации суверенных активов России.

Такое отчаяние – признак того, что в странах ЕС после почти четырех лет войны готовность продолжать финансировать "Незалежную" из национальных бюджетов ослабевает. Настолько сильно, что уже в 2026 году Киев нужной суммы не получит, поэтому решение принимать нужно здесь и сейчас, какими бы страшными ни казались последствия – а они неизбежны.

Как отметил в комментарии для Baltnews к.э.н. доцент экономического факультета РУДН Лазарь Бадалов, главный риск – в непредсказуемости последствий.

"Кризис ликвидности – это только одна из очевидных проблем, но есть и масса других. В том числе и судебные разбирательства, причем не только со стороны инвесторов из России", – заключил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.