Администрация президента США Дональда Трампа направила главам стран ЕС новые предложения по Украине. Как пишет американское издание The Wall Street Journal, их суть такова:
- Россию возвращают в мировую экономику (то есть отменяют большую часть санкций);
- Западная Европа восстанавливает поставки энергоносителей из России;
- При этом замороженные российские активы предлагается потратить на восстановление Украины.
В связи с этим возникают два вполне резонных вопроса. Во-первых, почему США предлагают такой противоречивый план? Во-вторых, согласится ли на это все Евросоюз?
Уникальное предложение от Трампа
В The Wall Street Journal процитировали одного из европейских чиновников, который весьма точно охарактеризовал нынешние предложения Вашингтона по Украине к Евросоюзу. По его словам, такой план – это как идея Дональда Трампа "построить комплекс в стиле Ривьеры в Газе", которая сейчас лежит в руинах.
Смятение европейских чиновников можно понять. С одной стороны, США предлагают резко наладить отношения с Россией, но при этом ЕС должен, игнорируя серьезные последствия от ответных действий Москвы, отобрать у нее замороженные активы ради инвестиций в Украину.
Главные пункты предложения администрации Трампа:
- привлечение около 200 млрд долл. замороженных российских активов для проектов на Украине. Один из них – создание крупного центра обработки данных, работающего от энергии атомной станции, контролируемой Россией (очевидно, имеется ввиду АЭС в Запорожской области);
- возвращение РФ в мировую экономику (на практике это выполнимо только при условии снятия большинства санкций);
- американские компании начнут инвестировать в стратегические отрасли России, включая добычу редкоземельных металлов и нефтедобычу в Арктике;
- компании из США помогут восстановить поставки российских энергоносителей в Европу;
- Украина вступит в Европейский союз уже в 2027 году;
- ЕС и США предоставляют Украине гарантии безопасности;
- Вашингтон продолжит оказывать Киеву разведывательную поддержку.
Взаимоисключающие параграфы
Складывается впечатление, что Вашингтон одновременно пытается угодить всем и извлечь максимальную выгоду для себя. Проблема в том, что многие предложения администрации Трампа наверняка доставят Евросоюзу больше проблем, чем пользы, а Москва вряд ли согласится на ряд пунктов, поскольку они прямо противоречат озвученным в 2022 году целям.
Как бы позитивно ни выглядел пункт об инвестировании американских компаний в российские проекты по добыче редкоземов или нефтегазовые проекты Арктики, США хотят взять под контроль газопроводы и нефтепроводы, идущие в Европу.
Пункт о том, что компании США "помогут восстановить поставки российских энергоносителей в ЕС" вряд ли означает, что американские корпорации за свой счет восстановят взорванные "Северные потоки" и уйдут, ничего не попросив взамен.
Скорее всего, чинить взорванные магистрали будут сами европейцы и российская сторона, а корпорации из Соединенных Штатов после этих работ станут операторами таких магистралей, де-факто взяв под прямой контроль важнейшие коммуникации, связывающие Европу и Россию. Такого рода предложения, кстати, от американской стороны уже неоднократно звучали на протяжении всего 2025 года.
При этом Украина продолжит получать разведанные от США, что категорически не устроит Москву, поскольку это позволит Киеву и дальше продолжать конфликт, если он этого пожелает. Кстати, учитывая как нагло себя сегодня ведет Владимир Зеленский, считающий себя президентом Украины, такой сценарий наиболее вероятен.
Использование замороженных активов для восстановления "Незалежной" – это еще один спорный пункт. США никакой ответственности не понесут, а вот Европе, которая де-юре украдет деньги Центробанка России, придется разбираться с последствиями, которые обязательно будут, ведь Москва в ответ отберет активы европейских компаний на своей территории (которых, кстати, там довольно много).
Более того, ЕС еще и через несколько лет должен принять в свой состав Украину – страну с уничтоженной экономикой, нищим населением, высочайшим уровнем коррупции и криминала, причем у огромного количества преступников есть доступ к оружию.
По словам помощника депутата Госдумы Германа Баруха, предложения администрации Дональда Трампа – попытка одновременно решить несколько противоречащих задач. С одной стороны, Вашингтон стремится вернуть влияние на европейскую повестку по Украине, не теряя рычагов давления на Москву. С другой – администрация пытается "перезагрузить" экономические связи с Россией, чтобы не допустить ее окончательного сближения с Китаем.
Отсюда и парадокс: одновременное предложение восстановить поставки российских энергоносителей в Западную Европу и пустить замороженные российские активы на восстановление Украины. По сути, США пытаются создать модель, при которой Россия возвращается в мировую экономику, но на условиях, сформулированных Западом.
"Для Трампа важен еще один элемент – перераспределение финансовой нагрузки. Если замороженные активы пойдут на Украину, то американский бюджет сможет сократить участие, сохранив при этом политический контроль над процессом. Это прагматичная, но крайне рискованная логика: она предполагает, что обе стороны согласятся на условия, в которых каждая теряет часть принципиальных позиций", – рассказал Герман Барух в комментарии для Baltnews.
Согласится ли Европа?
В беседе с Baltnews политолог-европеист Вадим Трухачев напомнил, что в 2028 году, если все пойдет по плану, ЕС примет в свой состав Черногорию и, возможно, Северную Македонию. Следующие кандидаты по плану – Албания и Молдавия, но никак не Украина. На ее содержание у Евросоюза попросту не будет денег. Это слишком большая страна в состоянии конфликта, на нее потребуется слишком много ресурсов.
"Хорватия – это католическая страна. Она была частью Австро-венгерской империи, т.е. ее вполне заслуженyо можно считать своей в европейской семье. Однако пока там шла война, ее членство в Евросоюзе даже не обсуждалось. Вполне возможно, что Трамп попросту издевается над Брюсселем. Это слишком несерьезное требование, все понимают, что оно нереализуемо", – считает политолог.
Что касается возобновления поставок углеводородов из России в Европу, то, по мнению Вадима Трухачева, решаться этот вопрос окончательно будет не в Вашингтоне, а в Брюсселе. Да, нынешние европейские политические элиты хотели бы полного отказа, но получится ли этого достичь на практике – большой вопрос.
"А вот пункт по отъему российских замороженных активов для трат на Украину в Евросоюза действительно могут выполнить. С оговорками. Активы будут "отрезать по кусочкам", потому как бесконечно лезть в карман европейских налогоплательщиков политики не могут. Противодействие Бельгии в отъеме этих средств у РФ – не проблема", – пояснил эксперт.
В целом же Трамп во многом предлагает ЕС заранее невыполнимые условия, не считая темы отъема российских активов, чтобы выторговать себе наилучшие условия для сделки. В Евросоюзе это наверняка понимают, но проблема в том, что ЕС сегодня мало чем может надавить на США в ответ и заставить пойти на компромисс.
Разумеется, Брюссель не примет идею вступления Украины в Евросоюз. Брать под крыло такого "раненого зверя" – это непосильная ноша для ЕС и в экономическом плане, и в политическом. С другими пунктами, предложенными Вашингтоном, тоже будут большие проблемы.
По мнению помощника депутата Госдумы ФС РФ Германа Баруха, раскол внутри ЕС неизбежен. Восточноевропейские страны воспримут идею Вашингтона как уступку Москве. Южные и частично западные государства – как шанс снять энергетическое давление и снизить расходы.
Брюсселю будет сложно выработать единую позицию: план одновременно привлекателен экономически и токсичен политически. Поэтому ЕС, вероятнее всего, попытается смягчить американские предложения, сохранив видимость согласия, но уйдя от жестких формулировок.
"В итоге американский план становится испытанием для самого Евросоюза. Вашингтон предлагает Европе перейти от моральной политики к политике баланса интересов – принять противоречия как инструмент, а не проблему. Поэтому главный вопрос сейчас – не в том, что предлагают США, а в том, готов ли ЕС выйти за пределы своей привычной логики и взять на себя ответственность за новую архитектуру безопасности", – резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.