Россия решила ответить на дерзкий шаг Евросоюза. Брюссель рискует потерять столько же денег, сколько он намерен отнять у Москвы. Это не считая потери доверия к европейским финансовым институтами на мировом рынке.
Центральный банк России обратился в Арбитражный суд Москвы с иском против бельгийского депозитария Euroclear. Это произошло после того, как Евросоюз на прошлой неделе ужесточил контроль над российскими активами, находящимися на его территории.
Действия ЕС ожидаемо стали причиной ответных шагов со стороны Москвы, направленных на контроль над европейскими активами в РФ. Основной вопрос заключается в том, сможет ли Москва добиться зеркальных мер и какие будут последствия.
ЕС запустил игру в "русскую рулетку"
Бельгия согласилась с Советом ЕС по бессрочной заморозке российских активов. На данный момент заблокировано 210 млрд евро. Это позволит избежать повторного голосования каждые шесть месяцев, что особенно важно в свете возможного вето со стороны Венгрии и Словакии. Именно эти страны представляют угрозу для плана Еврокомиссии (ЕК), которая изначально затеяла процесс захвата российских активов.
Предложение ЕК:
- предоставить Украине кредит в размере 165 млрд евро за счет замороженных активов России;
- из них 25 млрд евро – средства, заблокированные на счетах частных банков стран Евросоюза;
- еще 140 млрд евро – в бельгийском депозитарии Euroclear;
- Киев вернет деньги только в случае, если получит компенсацию от Москвы.
Брюссель проигнорировал недавние заявления руководства Российской Федерации о том, что у Москвы "есть понимание, как действовать в случае изъятия активов". Итог – Центробанк России подал иск против бельгийского депозитария Euroclear.
Есть ли в России столько же европейских активов?
Короткий ответ – да. В СМИ уже поступила информация о том, что сумма претензий к Euroclear в иске Арбитражного суда Москвы составляет 18,1 трлн руб. (196 млрд евро).
Хотя Центробанк России и намерен направить ходатайство о рассмотрении иска в закрытом режиме, различные аналитические агентства, включая российские, уже говорят, что европейских активов на территории РФ сейчас от 10 до 15 трлн руб. При желании ЦБ может найти еще несколько триллионов, которые будут числиться в портфелях европейских корпораций на территории России.
Более того, Москва вряд ли ограничится просто зеркальными действиями по полной заморозке иностранных активов. Банк России неоднократно заявлял, что потребует взыскать с бельгийского депозитария убытки, которые ЦБ РФ понес из-за невозможности распоряжаться принадлежащими ему ценными бумагами и другими активами.
А это еще примерно 16 млрд евро (столько заработал депозитарий Euroclear с февраля 2022 года от удерживаемых российских активов). Впрочем, некоторые эксперты называют другие суммы: 20-35 млрд евро.
Кремль сыграл на упреждение
Важно отметить: Москва давно предусмотрела такое развитие событий, поэтому законодательно еще в 2022-м запретила иностранным компаниям распродавать свои активы на территории РФ. Точнее, продать их можно было, но в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина №95 от марта 2022-го.
Суть документа – компании из недружественных стран (в том числе из ЕС) могут продать свои активы на территории России только с разрешения специальной комиссии и соблюдая весьма жесткие требования:
- обязательная скидка при продаже активов (50% от рыночной стоимости);
- предпочтение по продаже именно российским компаниям;
- обязательный взнос в бюджет России (5-10% от суммы сделки).
Многие компании, не считая нефтегазовых, предпочли сохранить большую часть активов на территории РФ. Тем самым Москва решила сразу несколько задач.
- Во-первых, она сохранила работу заводов и предприятий, предотвратив массовые увольнения.
- Во-вторых, не позволила европейскому капиталу "эвакуироваться" (кто решился на это, потерял огромные деньги), чтобы в случае если Брюссель полностью отберет деньги ЦБ на своей территории, Москва могла бы сделать то же самое.
Исключением можно считать, пожалуй, только действия компаний в нефтегазовой сфере, где британская BP списала свои активы на территории России в размере около 25,5 млрд долл., французская TotalEnergies – 14,8 млрд долл., а немецкая Wintershall Dea – 7 млрд евро.
В беседе с Baltnews к.э.н. доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин оценил идею подать в суд на Euroclear как безусловно здравую. От отметил, что действия бельгийского депозитария противоречат конвенции, которая защищает активы государств, обеспечивающих суверенитет последних.
"Другой вопрос, почему эта идея возникла так поздно, и где был до этого все эти три года Центральный банк РФ? Только за 2025 год порядка 34 млрд долларов было изъято из процентных доходов на российские замороженные активы и которые, в общем-то, были официально переданы Украине.
Решение суда в Москве ожидаемо, потому что оно оценит тот правовой беспредел, который творит Евросоюз. Это даст возможность на применение ответных мер и конфискацию активов, которые находятся под контролем Euroclear. Более того, у Российской Федерации появляется возможность направлять решение российского суда на исполнение в нейтральные страны. Включая и те, где Euroclear тоже имеет свои активы (Гонконг, ОАЭ и ряд различных международных центров)", – заметил Сергей Зайнуллин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.