Скоро в самом заповедном краю Латвии Селии взревут трактора, снося лес и утюжа землю. Здесь построят самый крупный в Балтии военный полигон и международную военную базу. Срочность, с которой их хотят возвести, и безапелляционность, с которой отметаются любые препоны, говорят о том, что готовность США воевать до последнего украинца уже перетекла в готовность воевать до последнего латыша, литовца, эстонца. Ситуация на фронте показывает: украинцы имеют тенденцию заканчиваться, поэтому новый полигон будет готовить им замену.
Меняю герб с оленем на герб с танком
Что такое латвийская Селия? Это ряд территорий, близких к границе с Литвой и Белоруссией, где некогда жили селы – одно из многочисленных балтийских племен.
Сегодня от селов уже ничего не осталось, тем не менее, Селия претендует на свою самобытность. Красивейший край, пасторальный пейзаж, где полно краснокнижной флоры и фауны. Здесь расположены 39 заповедников, позволяющих живности чувствовать себя вольно и безопасно.
Людей в Селии не так много, всего 56 тысяч жителей весьма пестрого состава: латыши, поляки, литовцы, русские (старообрядцы), белорусы. Живут они в деревнях или на хуторах, бережно сохраняя их архаичный облик и традиционные ремесла. Поэтому Селия местами выглядит как этнографический музей под открытым небом.
Самое горячее желание жителей Селии – чтобы ее признали как самостоятельный регион: со своим гербом, флагом, администрацией и бюджетом. Для этого семь местных самоуправлений годами писали воззвания в Сейм, умоляя их понять.
Мечта патриотов воплотилась в жизнь очень по-латвийски: с насмешкой и издевательством. Закон об исторических латышских землях вступил в силу 1 июля 2021 года, где Селия названа такой же полноценной областью, как Латгалия, Земгале, Видземе и Курземе. И в тот же день начала действовать новая административно-территориальная реформа, по которой Селию раздербанили на части: кусок отдали Видземе, кусок – Земгале, кусок – Латгалии.
Зато Селии разрешили иметь свой герб – на красном фоне бьет копытом олень. С ним Селия прожила целый год. Но теперь, увы, он потерял свою актуальность.
Ныне Селии требуется новый герб, где уместны череп и кости, танки и самолеты, воронки и взрывы. Власти ЛР решили строить в самом заповедном крае страны самый крупный военный полигон в Балтии и международную военную базу. Так что многим жителям Селии придется паковать вещи и спешить на выход. А им в спину будут раздаваться звуки стройки: рев бензопил, уничтожающих вековые дубравы, рычание экскаваторов, закапывающих озера, пруды и речушки, гул асфальтоукладчиков, утюжащих холмистый рельеф под один огромный ровный плац.
Ну, а уцелевшие хутора и деревушки отныне будут жить в мире, где пение птиц навсегда заменят звуки выстрелов и бухание взрывов, где над их домами, с ревом будут проноситься учебные самолеты, а по окрестным дорогам – ехать танки и бронетехника.
Заповедный край Селия приговорен – и с этим надо смириться.
Поправ Конституцию
Что известно о новом полигоне и новой базе? Место, где их собираются возвести, уже названо. Поскольку административно никакой Селии нет (она незримо витает над этими землями как историко-культурный регион), то искать на карте надо территории Айзкраукльского и Екабпилсского краев. Вот там, от Сецской волости на севере до Саукской волости на юге и будет все отдано под войну.
Площадь полигона составит 24 540 га, площадь военной базы – 54,7 га. Для сравнения: площадь Риги 30 720 га. То есть полигон будет размером почти с латвийскую столицу. Есть где развернуться, есть на чем тренироваться.
Но погодите – ведь то, что там пока еще люди живут, живность бегает, леса шумят, озера плещутся, – это не только эмоции. Есть и юридический аспект: жители десятков деревушек с их тщательно возделываемыми участками имеют на свою землю имущественные права. Это их неприкосновенная частная собственность – то, чем размахивали в свое время участники Атмоды, призывая латвийцев вступить в борьбу за независимость. "Священное право собственности" они выставляли как основу основ нового государства.
Неужели народ обманули? Да, именно так.
Ради того, чтобы беспрепятственно выкинуть людей из Селии, правительство разработало специальный закон. Это правовая база, устраняющая для властей любые юридические препятствия и дающая им возможность вышвыривать кого угодно откуда угодно, будь то родовой дом, где прожило не одно поколение, или, например, целое предприятие (мотель, ферма, кузница, лесопилка), дающее местным рабочие места.
Плевать! Если власти облюбовали эту землю под военные нужды, то можешь поплакать в последний раз над могилками близких – и вон отсюда. Все кладбища, разумеется, тоже пойдут под снос.
Закон о военных полигонах, принятый сейчас Сеймом уже буквально под шум пивных бокалов Лиго, предусматривает, что полигону "Селия" присваивается статус объекта национальных интересов. И что Министерство обороны имеет право начать строительство инфраструктуры без согласия собственников недвижимого имущества, отчуждаемого для общественных нужд.
То есть если раньше при строительстве, допустим, трассы или тех же военных баз государство сначала договаривалось с собственниками, находило приемлемый для них вариант, выкупало их дома, земли и леса и лишь потом начинало воплощать проект в жизнь, то теперь все радикально меняется.
Никаких проволочек, никаких переговоров с хозяевами земель или домов. Стоит присвоить любому проекту статус объекта национальных интересов, как Минобороны может уже начинать вырубать деревья и кусты, выселять людей. В общем, вести себя по-хозяйски, ни в чем себе не отказывая. А собственники пускай потом подают заявления на возмещение ущерба.
Когда Министерство обороны найдет время, оно эти заявления рассмотрит и чего-нибудь там возместит. Полностью или частично, по своим ценам и по своим тарифам. Не нравится – судитесь. Главное, что вы все равно уже остались без имущества. Статья 105 Конституции Латвийской Республики о том, что каждый имеет право на частную собственность, превращается в бессмысленный набор букв.
Как такое возможно в правовом государстве? А вот так. "Строительство военной инфраструктуры является трудоемким процессом, а необходимость в размещении сил союзников – срочной, также вопрос касается национальной безопасности. Новая правовая база максимально облегчит и ускорит создание нового военного полигона", разъясняет логику власти агентство LETA.
В общем, все для фронта, все для победы. Потому что война, объявленная Западом России, уже вовсю идет. И Латвии в ней предусмотрена своя роль.
Свежее пушечное мясо
Чтобы понять, какова эта роль, давайте посмотрим местоположение полигона и базы с точки зрения их близости к разным границам.
До белорусской границы от полигона "Селия" – около ста километров. До российской – меньше двухсот. Идеальный плацдарм, чтобы нацелить оружие на восточного и южного соседей: Российскую Федерацию и Республику Беларусь.
Что именно нацелят, об этом Минобороны ЛР, скорей всего, знать не будет. База международная, командовать там будут США и, возможно, Канада. А по вассальным латвийским договоренностям американцы на своих базах в Латвии могут делать что хотят, ввозить что угодно, производить все, что им заблагорассудится, и не отчитываться об этом местным властям. Также американские военные могут совершать на территории Латвии любые преступления – и оставаться неподсудными для местной юстиции.
А вот на полигон размером с Ригу пустят всех. Тренироваться на нем будут и латвийские военные, и литовские (до границы с Литвой – 20 км), и эстонские. Их будут натаскивать на боевые действия американские, британские, канадские и прочие НАТОвские инструкторы.
Понятна срочность, с которой власти ЛР проталкивают строительство полигона и базы. Они выполняют прямое распоряжение США. Сейчас под нажимом Вашингтона идет резкое увеличение милитаризации стран Восточной Европы, прежде всего – Прибалтики и Польши. Что четко показывает: ситуация на украинском фронте такова, что главные заказчики этой войны уже сейчас рассматривают запасные варианты.
Да, благодаря тотальной мобилизации, украинская армия была многочисленной. Но после Бахмутской мясорубки, после мясных штурмов, на которые ее бессчетно кидает ополоумевшее начальство, украинцы начинают заканчиваться. Значит, скоро потребуется их заменять. Кем? Ну, не американцами же. И не британцами. Отправлять надо кого не жалко. Такой же расходный материал, как украинцы.
То, как латвийские парламентарии крушат основополагающие статьи латвийской Конституции в угоду "союзникам" (в реальности – хозяевам), говорит: время пришло. Готовность США воевать с Россией до последнего украинца вот-вот плавно перетечет в готовность воевать до последнего латыша, литовца, эстонца, поляка.
Америка ведь нисколько не скрывает, что заранее планирует в этой войне чужие – не американские – смерти. Как там недавно без стеснения сказал представитель Белого дома Джон Кирби в эфире СNN? "Существенные потери в рядах украинских сил при активизации боевых действий были нами ожидаемы". Это он – о контрнаступлении, в которое Запад погнал сейчас Украину. Молодец Кирби – никаких дипломатических экивоков, реверансов, эвфемизмов.
"Мы решили, что вы должны умереть, так что не останавливайтесь. Все путем, все под контролем", – то же самое чиновники из Вашингтона будут говорить, когда погонят на войну с Россией следующие народы. Ради геополитических интересов США они готовы отправить на убой хоть весь мир, и это не странно. Странно, что латыши (литовцы, эстонцы, поляки и пр.) этого не понимают.
Точней, многие из простых людей наверняка понимают. Но собственные элиты не собираются их спрашивать. Латвийские власти вообще держат свой народ за быдло.
Расписывая счастье, которое принесет жителям Селии новый военный полигон, госСМИ захлебываются от восторга: он якобы гарантирует местным экономический рост, ведь они смогут заняться обслуживанием, обстирыванием военных, возможно, им доверят мыть там посуду и унитазы, или даже поставлять редиску и лук.
Явно считая жителей Селии простаками, госсекретарь Министерства обороны Янис Гарисонс заверяет, что весь лес у них не вырубят. Кое-что непременно оставят, ведь "сохранение натуральной среды важно и для обучения военных". При этом Сейм уже принял закон, который разрешает при строительстве военных полигонов не проводить оценку воздействия на окружающую среду. И принял поправки к закону, которые освобождают владельцев полигона (то есть Минобороны) от обязанности возобновлять лесонасаждение, которые предусмотрены в 21 статье Закона о лесе.
Тем не менее, латвийские власти, несомненно, свой народ побаиваются. И в этом плане местоположение полигона является стратегически важным не только для американцев. Руководство ЛР также крайне заинтересовано, чтобы военные на постоянной основе располагались именно здесь.
Причина проста: полигон будет соседствовать с вечной головной болью латвийских элит – Латгалией. Это самый нелатышский, самый неспокойный, самый пророссийский регион страны. Край, в который государство все тридцать лет демонстративно не вкладывало ни сантима и ни цента. Тут самая высокая безработица, самые низкие зарплаты и самые сильные протестные настроения.
Власти ЛР прекрасно знают: Латгалия – тот регион, где российскую армию всегда встретят с цветами. Так что полигон "Селия" станет веским намеком латгальцам: только попробуйте рыпнуться, наши вооруженные силы неподалеку и быстро вас усмирят.
Вот почему военной базе и военному полигону "Селия" с такой невиданной скоростью, без запинки и проволочек, с нарушением главного закона страны, дан зеленый свет. А вместе с ним дана и отмашка на подготовку восточноевропейских прокси-войск США, которые вслед за украинцами отправятся на убой во славу Америки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.