В Латвии тщательно следят за исполнением предписаний со стороны власть имущих. Так, Центр государственного языка (ЦСЯ) ежегодно получает около 400 жалоб на людей, которые не говорят на латышском языке на рабочем месте. Как правило, вину за такое нарушение возлагают на сотрудников частного сектора.
По словам главы отдела языкового контроля ЦСЯ Мадары Реке, чаще всего жалуются на продавцов, кассиров, официантов, барменов, охранников и таксистов, доставщиков еды. А согласно закону, курьеры обязаны владеть государственным языком на базовом уровне.
"Хотя по правилам курьеры должны знать государственный язык для выполнения своих обязанностей, в действительности в ходе проверок мы приходим к выводу, что это совсем не так. Это лица, которые работают сами на себя. Если говорить о сервисах – Wolt и Bolt – то они созданы таким образом, что вся ответственность ложится на самого курьера, который, приступая к работе, при заполнении анкеты или подаче документов отмечает, что обладает необходимыми языковыми навыками", – пояснила Реке.
В компании Bolt Food, которая доставляет продукты питания, заявили, что курьеры не являются сотрудниками компании. Bolt Food в Латвии имеет многообразное сообщество курьеров-партнеров: примерно 15–30% с Украины, из Индии, Узбекистана и Пакистана. Отношения компании с курьерами не являются отношениями работодателя и работника, так как они независимые поставщики услуг.
Как подчеркнули в компании, курьеры Bolt Food используют для работы приложение, которое предназначено для предоставления клиенту всей необходимой информации: благодаря этому подходу языковые навыки не являются препятствием.
Примечательно, что в частном секторе есть вакансии, где незнание госязыка не является помехой для выполнения трудовых обязанностей. Подобные вакансии можно отыскать в международных бизнес-центрах, которые в основном обслуживают иностранных клиентов.
"Кроме того, различные онлайн-казино, которые популярны в Латвии и в которых работает много людей. Их сотрудники обязаны говорить по-английски и все онлайн-общение происходит на английском языке. Многие люди, занятые в сфере информационных технологий, программисты, работающие на иностранные [компании], могут не знать латышского языка. Также занятые в производстве или каких-то технических сферах. В принципе, это любая работа, где нет прямой связи с внешним клиентом, или где нет прямой связи с какими-либо государственными учреждениями", – рассказал представитель рекрутинговой компании CV-Online Latvia Каспар Котанс.
Он дополнил, что для многих украинцев, которые прибыли в республику, языковые требования были смягчены.
Помимо этого, в ЦСЯ констатировали, что сотрудники частного сектора – далеко не единственные, кто поступает вопреки законодательным нормам о языке. Незнание латышского распространено и в государственных и муниципальных учреждениях. Это учителя, полицейские, таможенники, водители автобусов.
В прошлом году ЦГЯ наложил штрафы по 566 делам за нарушения в сфере государственного языка, о чем говорится в отчете учреждения за 2022 год.