Свои против своих. Что известно о сожжении деревни Аудрини

© Baltnews Андрей Татарчук

Тема: Острые углы истории

В этот день в 1942 году немецкие нацисты начали уничтожение мирного населения латгальской деревни Аудрини. Это один из эпизодов преступлений гитлеровцев на территории СССР.

Во время Великой Отечественной войны жители Латвийской ССР подверглись неописуемым зверствам со стороны фашистской Германии. Массовые расстрелы проходили в Риге, Даугавпилсе и иных населенных пунктах. Трагедия коснулась и деревни Аудрини, которая расположена в 11 км от города Резекне. В ней проживали русские староверы. Со 2 по 4 января 1942 года она была полностью уничтожена вместе с жителями – погибли 235 человек.

Причины уничтожения деревни кроются в бытовом конфликте между жительницами соседних сел Заречье и Аудрини волости Макашани Резекненского уезда, пишет Sputnik Латвия со ссылкой на доктора наук Ирене Шнейдере.

Так, Анисья Глушнева из Аудрини укрывала у себя сына Родиона, который был бывшим милиционером НКВД балтийской республики, и еще четверых человек. Марина Морозова и ее мать Акулина Рогова из соседней деревни Заречье узнали об этом и рассказали полиции. А выдали их органам из-за ссоры по дележу имущества расстрелянных ранее евреев в Резекне.

Для проведения проверки к Анисье отправились двое полицаев: Альфонс Лудборжс и некто Ульянов (имя неизвестно). Когда они подходили к дому Глушневых, то красноармейцы открыли огонь, застрелив старшего шуцмана Лудборжса. Ульянову удалось бежать. Сбежавшие из плена бойцы РККА спешно покинули деревню.

Немного позднее из Резекне в Аудрини прибыла большая группа полицейских: сначала пытали Анисью, а потом получили разрешение на полное уничтожение деревни. 2 января 1942 года состоялось показательное сожжение Аудрини. Этим руководили Болеслав Майковский и Альберт Эйхелис. Первый – начальник 2-го участка полиции округа Розиттен (Резекне). В 1941 году он добровольно пошел на службу к нацистским оккупантам. Второй – глава управления полиции Резекненского уезда.

Вскоре, в 1965 году, когда встал вопрос наказания главных виновников, палачам удалось улизнуть. Майковский жил в Нью-Йорке, состоял в правлении Ассоциации латышей Америки. Советское правительство потребовало его выдачи, но американцы нашли улики против него недостаточными. Затем его депортировали в ФРГ. Суд над ним в Германии начался в 1988 году и завершился спустя шесть лет без какого-либо результата, с формулировкой "за слабостью обвиняемого".

Эйхелис же после войны скрывался в Западной Германии, проживал в городе Карлсруэ.

Сегодня латвийское руководство предпочитает не вспоминать о зверствах нацистов. Напротив, они приравнены в ранг национальных героев, которые якобы боролись за свою независимость от СССР.

Переписывание истории – одна из повесток нынешнего руководства Латвии. В этой стране чтят память легионеров СС, запрещают праздновать 9 Мая, носить георгиевские ленты и иные символы великой Победы, сносят памятники советским солдатам. 

А что касается "отсрочки" возмездия за зверства Майковского и Эйхелиса, то это и неудивительно. Чего стоит эпизод современной истории, когда в парламенте Канады аплодисментами встречали украинского нациста Ярослава Хунку.