Земля необетованная. Латвия вырождается: кто не удрал – тот умер

© РИА Новости

Тема: Прибалтика теряет население

К 2070 году, то есть через 45 лет, в Латвии останется 1,3 млн человек из 1 871 882 по состоянию на 1 января 2024-го. Численность населения сократится на 1/3. Таков прогноз экспертов статистического бюро Европейского союза.

Впечатление такое, будто у власти в Латвии стоят люди, получившие задачу максимально уменьшить количество жителей. Курс на сокращение населения принят на самом "верху". Работа движется опережающими темпами. Старый лозунг "пятилетку – в четыре года" возвращен в строй.

Обогнать Европу удалось

Президент Эдгарс Ринкевичс отказывается верить, будто его государство входит в десятку стран мира, из которых за последние 30 лет эмигрировало больше всего людей. Спикер парламента Дайга Миериня тоже с трудом верит, что из такого процветающего места, как Латвия, можно бежать, как бегут из какой-нибудь депрессивной дыры.

А данные Eurostat говорят о том, что на первом месте стоит Босния и Герцеговина. В этой стране на миллион жителей приходится 514 367 эмигрантов. За последние годы страну покинули 1,6 млн человек. Понятно, почему оттуда утекают мозги и руки. Безработица стала одной из главных причин массовой миграции.

В Латвии уровень безработицы не столь высок, как на Балканах, но работы все равно нет. Тем более, хорошо оплачиваемой по среднеевропейским меркам. Исследование показывает, что за последние 30 лет страну безвозвратно покинули 380 010 человек. На каждый миллион жителей приходится 201 490 эмигрантов.

Кстати, соседняя Литва занимает седьмое место в списке – навсегда уехали 658 057 жителей, на миллион приходится 241 755 эмигрантов.

Если прибалты на заре независимости хотели догнать и перегнать страны Старого Света, то заслуживают аплодисментов. За 35 минувших лет "после СССР" по уровню потребления алкоголя, количеству самоубийств, детской смертности, утрате населения и еще по десятку позиций действительно стали лидерами на континенте. Но вряд ли такими достижениями имеет смысл гордиться. Поэтому в столицах стран Балтии стыдливо замалчивают негативную статистику.

Образную, но довольно точную причину увядания Латвии дала известная в стране журналист из Риги Элита Вейдемане:

"Ожидается, что в 2025 году из-за повышения акцизного налога вырастут цены на дизельное топливо и бензин. Скромно вырастут, на несколько евроцентов за литр. Но это начало очередного этапа ухудшения жизни. Следом вырастут цены на еду, отопление, вывоз мусора. На все. Абсолютно на все".

По словам Вейдемане, в будущем на машинах смогут ездить только министры и депутаты парламента, жить в квартирах с отоплением – только олигархи, члены правлений крупных компаний и госакционеры. Только чиновники смогут есть сытно, а остатки и объедки с барских столов разрешат подбирать голодранцам. Таких среди латышей окажется большинство.

Министерство есть, благосостояния нет

Есть в составе правительства Латвии Министерство благосостояния. Более 100 чиновников горбатятся над проектами и стратегиями, но эра всеобщего благополучия никак не наступит. К слову, нынешняя премьер Силиня пришла в правительство как раз из Минблага. Насколько плодотворными оказались усилия Эвики, говорит свежий факт, ставший следствием прежних усилий чиновников.

Из-за режима строгой экономии люди со статусом малообеспеченного лица с 2025 года будут получать вместо прежних двух один набор продовольственных товаров в квартал (раз в три месяца) на сумму в 25,37 евро. По прежней норме продовольственный пакет будет доступен только нуждающимся и попавшим в кризисные ситуации латвийцам.

Как объясняем министр благосостояния Улдис Аугулис, "решение вынужденное". Принято оно из-за нехватки средств программы материальной необеспеченности Европейского социального фонда. Общее сокращение составляет 101,2 млн евро. На данный момент доступный остаток финансирования составляет 18 196 193 евро, и, согласно подсчетам Минблага, этого хватит до июня следующего года.

Дальше полный туман. Чтобы продолжать во втором полугодии оказывать продовольственную поддержку остро нуждающимся, дополнительно необходимы 8,1 млн евро. Но о деньгах пока никто в Риге и в Брюсселе даже не пытается заикаться.

Специально для читателей не из Латвии поясним: статус малообеспеченного присваивается в том случае, если у первого или единственного человека в семье доходы в месяц не превышают 411 евро, а у каждого последующего – 288 евро. Если называть вещи своими именами, малообеспеченные – это нищие.

По обобщенным данным, озвученным Аугулисом, в текущем году общее количество нуждающихся в поддержке составляло примерно 55 000 человек, а в зимний период увеличивалось еще на 5 тыс. С 2021 по 2023 год количество выделяемых самым бедным жителям Латвии "бомжпакетов" превышало 400 000 ежегодно.

Директор секретариата фонда общественной интеграции Зайга Пуце не скрывает – за последние три года в результате нестабильной социально-экономической ситуации число жителей с низкими доходами "увеличилось значительно", а 99% всех лиц, имеющих право на получение поддержки, им пользуются.

Как видим, золотые времена "оккупации и роста благосостояния латышского народа" закончились. Латвия из страны небогатой благодаря вороватым руководителям разных годов быстро превращается в откровенно нищую. Из такой "процветающей державы" побежишь, даже если не хочется.

"Зато мы приблизимся к климатической нейтральности, господа евросектанты", – резюмирует журналист Элита Вейдемане.

Непрогнозируемая неизвестность

К сожалению, в отчетах не указано, какой именно среди 1,3 млн человек окажется доля людей по возрастам – процентные соотношения детей, работающих и пенсионеров. Приблизительно можно прикинуть, тем более существует документ для внутреннего использования, подготовленный экспертами Минблага и переданный премьер-министру Силине. Мы взяли из аналитической записки некоторые любопытные цифры и факты.

Демографическая ситуация в Латвии, начиная с 1991 года характеризуется отрицательным естественным приростом населения. Пик "минуса" пришелся на 2021 год. Сальдо миграции (разница между прибывающими и выбывающими) отрицательно с 1989 года. Республика вымирала, и процесс быстрого превращения в безлюдную территорию продолжается.

С 1993 года доля людей нетрудоспособного возраста превышает долю детей и подростков. Стареет общество – растет демографическое бремя. "В краткосрочной и долгосрочной перспективах количество рабочих рук будет еще меньше, а демографическое давление возрастет. Поэтому ожидается значительный рост спроса на услуги здравоохранения и ухода за стариками", – заключает Минблаг.

С 1990 года (34 года подряд) в Латвии не достигается коэффициент воспроизводства населения, необходимый для нормального замещения поколений. Коэффициент рождаемости снижается ускоренными темпами и является самым низким за последнее столетие. В 2021 году, например, родилось 17 420 младенцев, в 2022 – 15 054, в 2023 – 14 490.

Одновременно увеличивается средний возраст как матери, так и отца новорожденного, сокращается число женщин детородного возраста. Негативные тенденции могут привести к тому, что в период экономического роста (если он в принципе возможен в депрессивном государстве) абсолютное число рождений может не увеличиться из-за сокращения числа женщин детородных возрастов.

На этом можно бы завершить печальную статистику. Но в Минблаге Латвии собраны неиссякаемые оптимисты. Верят, что для улучшения демографической ситуации нет необходимости улучшить доступ к жилью и услугам по уходу за детьми, предоставлять медицинские услуги и другие инструменты физической и финансовой поддержки наряду с социальной, психологической и информационной поддержкой.

Чтобы никто никуда не бежал, и все оказались счастливы, нужна лишь информационная поддержка и активное сотрудничество с диаспорой ради ее реэмиграции. Для этого и нужны статистические выкладки на столе главы правительства.

Что касается жизни государства, если она улучшится – то улучшится. Если нет – сойдет и так. До 2070 года еще далеко, "а после нас – хоть потоп".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.