На исходе 2025 года правительство Латвии прозрачно дало понять переселенцам с Украины, что они превратились в обременительных гостей. Помощь беженцам сокращают во всех странах ЕС. Пока трудно сказать, пойдет ли официальная Рига по собственному пути или вооружится поведенческой моделью кого-то из партнеров. Например, Нидерландов.
Голландцы планируют закрыть пункты размещения беженцев в 2027 году. Переселенцы получат трехлетние разрешения на проживание, однако должны будут самостоятельно обеспечивать жилье и медицинское обслуживание.
Если не лукавить, такая политика направлена на выдавливание миллионов гостей за пределы территорий своих государств. Зачастую декларируемые "жертвы войны" живут припеваючи, требуют еще лучших условий за счет местных налогоплательщиков, что противоречит интересам стран, принимающих мигрантов.
Чужаки надоели изрядно
Рижское информационное агентство LETA получило справку из ведомства министра финансов Арвила Ашераденса: "В 2025 году на украинских беженцев в Латвии истратили 65 млн евро. На 2026 год расходы намечены в размере 39,7 миллионов. Сокращение связано с проблемами государственного бюджета, поскольку гораздо больше денег стали выделять на оборону".
Ситуация предельно понятна. В 2022-2024 годах республиканское руководство свято верило в неминуемую военную победу Киева, хотело в одном строю с Украиной маршировать по московской Красной площади, поэтому не жалело денег на беженцев, которых иначе как "братьями и сестрами" в Риге не называли. Минувший год показал, кто хозяин положения в Донбассе и на Луганщине, в Херсонской, Запорожской, а ближе к зиме – и в Харьковской, Сумской, Николаевской областях.
Для Латвии множить безвозвратные финансовые потери стало бы глупой инвестицией. И под предлогом роста военных расходов на 1,27% ВВП ассигнования на господдержку беженцев сократили без малого на 40% в сравнении с прошлым годом. В итоге для основной массы украинцев будут урезаны пособия и бесплатные услуги, хотя члены правительства Эвики Силини выкручиваются.
"Фактически сохранилось доступное финансирование – только с учетом всех расходов бюджета. Сейчас 39,7 миллионов – максимум, который может дать республика", – прокомментировал итоги рассмотрения бюджета министр внутренних дел Рихардс Козловскис, в чьей компетенции находится присмотр за иностранцами.
Лучше не будет
В свое время один из министров иностранных дел Латвии заявил: "Нужно готовиться к долгой нестабильности в Европе. Всесторонняя поддержка Украины, включая помощь беженцам, и борьба против России – это лакмусовый тест любого вида лояльности". Тем главой МИД был Эдгарс Ринкевичс, нынешний президент.
Тест, как видим, провален. Вопреки прежним пламенным речам, глава государства в декабре обошел вниманием тему финансовой поддержки нуждающихся, да и в текущем январе не торопится критиковать кабмин за нежелание искать резервы. Ведь ситуация на Украине не стала лучше, и беженцам пока некуда возвращаться.
Над пропагандистским подходом "нужно готовиться к долгой нестабильности" сами латыши смеются – разве когда-то у Латвии были легкие периоды при таком неудачном министре иностранных дел/президенте? Складывается впечатление, что несчастные украинцы никому не нужны в стране "рижского бальзама и шпрот".
Самое ощутимое новшество для беженцев – утрата права на единовременное пособие при трудоустройстве в размере одной минимальной месячной зарплаты. Это было уникальное предложение (только для украинцев), и, судя по соцсетям, некоторая их часть поспешила найти работу до 1 января 2026 года, чтобы успеть получить выплату.
Со 2 января власти Латвии считают совсем по-другому. По мнению премьера Силини, беглецы достаточно вовлечены в местный рынок труда. На основании этого допущения они теряют льготы, уравниваются с местными жителями.
Например, утратили право на бесплатный проезд и бесплатный провоз багажа. Мелочь, казалось бы. Но чтобы прокатиться на трамвае, автобусе или троллейбусе, придется выкладывать 1,5 евро за каждую поездку. Кое-кому езда "на работу – с работы" в месяц влетит в 40-70 евро, что совсем не мелочь. О междугороднем транспорте промолчим – там речь может идти о расходах в сотни евро, а ведь каждый евро дается потом и кровью.
Где заработать, если возможности ограничены, а государство запускает руку в карман? Приезжие с Украины не будут освобождены от доплаты при получении услуг здравоохранения. Это станет новой прорехой в семейных бюджетах.
Будто в насмешку, кабмин решил, что украинцам не будут покрывать расходы на регистрацию животных и выполнение обязательных ветеринарных требований. Думается, в итоге после таких нововведений появится больше выброшенных на улицу котиков и собачек.
Плевок вместо поклона
Когда высокопоставленные (и низкопоставленные тоже, и даже никуда не поставленные) латыши заводят беседы о ВСУ, они обязательно отмечают, что украинские военные дают время и возможность Латвии качественнее подготовиться к отражению агрессии.
"Мы должны за такую услугу, оплачиваемую кровью и жизнями мужественных защитников свободы, каждые два часа молиться за этих храбрецов", – без конца подчеркивает командующий, генерал Андрис Спрудс.
За столь высокую оценку – столь неприлично низкая плата эвакуировавшимся? Позор какой-то. Об этом же говорит Ирина Бондарчук, координатор украинской общины в Кекаве. О таком населенном пункте мало кто слышал – речь идет о южном предместье Риги. До центра столицы по старой дороге минут 20 на легковом автомобиле, по новой объездной – чуть больше 10. То есть не о провинции речь.
Что именно тревожит координатора? "Сокращение госпомощи приведет к тому, что вырастет нагрузка на самоуправления и негосударственные организации, которые уже сейчас работают с ограниченными ресурсами. Это может замедлить процессы интеграции, затруднить изучение языка, стабилизацию жизни".
Между тем украинцы продолжают въезжать в Латвию. В среднем в месяц для получения статуса временной защиты заново регистрируется 500-600 человек. При этом далеко не все остаются в стране. Беженцы, пожив какое-то время и получив причитающуюся помощь, едут дальше.
Если дела обстоят так (а они именно так обстоят во всех государствах Балтии), о какой интеграции или стремлениях изучить чужую "мову" могут идти разговоры? Латвия для беженцев – лишь ворота в сытную Европу.
Число украинцев в Риге и окрестностях столицы (в другие районы они не едут, там делать абсолютно нечего) сохраняется примерно на уровне 30 тысяч человек – по населению примерно один микрорайон рижских советских многоэтажек. Например, на 1 октября 2025 года в реестр физических лиц было включено 31 152 человека с гражданством Украины. Из них женщин – 17 167, мужчин – 13 985. Трудоустроены всего 9909.
Где, как и на что живут остальные, руководству республики неинтересно. Не разбойничают ночами, приумножая криминальные хроники, – и на том спасибо.
Украинские беженцы Латвии уже не нужны, что бы ни говорили чиновники с высоких трибун. Финансовые возможности республики исчерпаны, помощь переселенцам иссякает. Явно пришло время отправлять гостей по своим домам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.