У эстонского энергетического концерна Eesti Gaas хорошие новости. Балтия, а заодно и Финляндия, все активнее переходят на СПГ. По итогам этого года компания намерена в три раза увеличить поставки такого типа энергоносителя. Что крайне важно, идти будет такой сжиженный газ не из России (вспоминаем регулярные закупки СПГ из РФ для терминала в Литве с 2020-го по 2022-й), а из США и Норвегии.
Победа! Российский газ в очередной раз повержен. Он, правда, давно понял, что перспектив в Евросоюзе мало, поэтому уже больше года активно занимается переходом на азиатские рынки, ну да какая разница.
Рынок Балтии для экспорта газа РФ – это, конечно, капля в море, с такой потерей не то что смириться легко – ее вообще можно не заметить. Но для Таллина, Риги и Вильнюса это все равно триумф.
Стоимость энергии для простых потребителей в Прибалтике, правда, не торопится снижаться по сравнению с показателями середины 2021 года (то были времена, когда регион еще не отказывался массово от российских энергоносителей), но все равно надо радоваться СПГ! Особенно тому, что идет из США. Он решает абсолютно все проблемы. Правда же, решает?
СПГ на всех точно хватит?
Первое, что нужно отметить – большую роль концерна Eesti Gaas в балтийском регионе. Если он наращивает долю сжиженного газа в потреблении Прибалтики и Финляндии, значит, это действительно отразится на многих потребителях. На Eesti Gaas приходится почти одна треть импорта СПГ в страны Балтии и Финляндию.
Увеличение объемов закупок СПГ тоже весьма серьезное. Если в 2022 году концерн заказал пять партий газовозов, то по итогам этого года число должно вырасти до 16. Четыре СПГ-танкера уже отгрузили энергоноситель на литовский терминал в Клайпеде, а еще восемь – на недавно начавшей работу плавучей платформе по регазификации (FSRU) в Финляндии.
Кстати, в отличие от обычного СПГ-терминала, FSRU может быть после проведения определенных работ перемещена к берегам другого государства, то есть объект необязательно должен быть стационарным. Но в данном случае он пока работает только у берегов скандинавской страны (FSRU под названием Exemplar Финляндия арендуется на 10 лет у американской компании Excelerate Energy).
Более того, о серьезности намерений Eesti Gaas увеличить использование СПГ для потребления в Прибалтике говорят и размеры каждой партии с "голубым топливом". К примеру, в январе 2023-го в Клайпеду пришло судно Isabella (из США) с 174 130 кубометров газа на борту, в марте прибыли танкеры Arctic Princess с 147 835 кубометров и Arctic Aurora (оба из Норвегии) с 154 880 кубометров газа.
С одной стороны, это не чета поставкам из российского "Криогаз-Высоцка", где объемы одной партии исчислялись, как правило, в десятках тысячах кубометров, а не в сотнях тысяч. С другой стороны, частота поставок в 2020-2022 гг. была в несколько раз больше, чем прежде, так что итоговый объем за год выходил вполне себе внушительным. Но уберем российский газ пока в сторону. Все-таки Eesti Gaas, как и балтийские политики, пытаются его заменить поставками СПГ из США и Норвегии.
А теперь мы подошли к главному вопросу: "Сможет ли Прибалтика полностью перейти на СПГ, навсегда отвернувшись от российской трубы?". Если посмотреть на цифры, но не учитывать технические возможности работы газотранспортных систем, того как работает спотовый рынок СПГ, где цена меняется каждый день (в отличие от долгосрочных контрактов, где она устойчива и для потребителей нет никаких скачков цен и сюрпризов с дефицитом), то все отлично.
В Литве есть СПГ-терминал Independence, в Финляндии теперь работает FSRU Exemplar. Если соотнести их годовой объем по приему СПГ с потреблением газа в Прибалтике в год, то баланс спроса-предложения сходится:
- Потребление газа странами Балтии –7 млрд куб. м в год (Эстония потребляет 0,5 млрд, Латвия – 1,5 млрд, Литва – 2,5 млрд);
- В сумме СПГ-терминалы готовы принимать 8,75 млрд куб. м в год (мощность СПГ-терминала в Литве – 3,75 млрд куб. м в год; мощность FSRU Exemplar – 5 млрд куб. м в год).
А ведь есть еще огромное Инчукалнское подземное газовое хранилище (ПХГ) в Латвии, где можно держать 2,3 млрд кубометров, а при необходимости (в пиковые моменты потребления) выбирать оттуда энергоноситель для бизнеса и домохозяйств.
Вроде все отлично, газа при такой конфигурации даже немного лишнего останется. Да, конечно, можно сказать, что тут не учтено потребление Финляндии, а ведь она тоже владеет частью мощностей FSRU Exemplar. Но тут нужно не забывать про объем хранения в Инчукалнском ПХГ Латвии – 2,3 млрд, которое при необходимости может насыщать газом потребителей по всему региону. Да и газа самой Финляндии нужно не так уж много – все-таки доля "голубого топлива" в энергобалансе этой страны почти 5%.
Баланс подведен, газ есть, России нет – счастье! Увы, но кроме Москвы у балтийских республик есть еще несколько злейших врагов, с которыми они пока что ничего не могут сделать, как бы не старались. И имя им – логика, физика и принцип работы мирового рынка газа.
Забыли учесть пару мелких деталей
Как рассказал в беседе с Baltnews главред geoenergetics.info Борис Марцинкевич, проблема для балтийских республик состоит в том, что ПХГ в Латвии используется не только ими, но и "Газпромом", договоренность с которым благополучно действует до сих пор. Изначально это хранилище создавалось для пользования не только странами Балтии, но и соседними российскими Псковской и Ленинградской областями. Эта функция сегодня никуда не делась, поэтому рассчитывать на всю мощность такого ПХГ Латвии, Эстонии и Литве нельзя.
"Другой вопрос, что у этих стран последовательно падает спрос на энергию. Так уж вышло, что крупные предприятия вроде металлургических заводов или ныне бездействующего завода по производству фосфорных удобрений Lifosa в Литве, теперь не нуждаются в большом количестве энергоносителей. Вполне логичное решение. Нужно экономить газ? Сократим объемы производства (а про то, как это на экономике отразится, лучше не думать)", – рассуждает эксперт.
Тут нужно добавить, что справляется с этой задачей регион отлично. В Центральном статистическом управлении Латвии признаются, что по итогам 2022-го, потребление газа в стране уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 30,3% (до 8,8 ТВт/ч). В Литве за 2022-й оно снизилось на 35% (в 2021 годы составляло 24 ТВт/ч, а в 2022 году – 15,6 ТВт/ч). В Эстонии снижение по итогам 2022 года составило 26%. Тенденция продолжается и в этом году. За I квартал 2023 года потребление газа в Литве, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, уменьшилось практически в 1,8 раза – до 3,2 ТВт/ч. Примерно та же картина и в соседних странах Балтии.
"При такой конфигурации потребления поставок СПГ вместо импорта российского газа, региону и правда может вполне этого хватить. Все-таки ввод в эксплуатацию FSRU у берегов Финляндии действительно расширяет возможности по приему сжиженного газа. Но в таком случае перед Прибалтикой все равно встает несколько весьма трудноразрешимых задач", – заметил Борис Марцинкевич.
"Допустим, учитывая снижение потребления газа, региону хватит той инфраструктуры по прокачке газа (плюс использование части мощностей резерва в виде ПХГ в Латвии), хватит. Но тогда Латвия, Эстония, Литва вместе с Финляндией должны озаботиться постоянным притоком СПГ, то есть нужно заключать долгосрочные контракты с поставщиками. Этого пока в массовом порядке не делается. Далее идет технический момент. Из примерно 7 млрд кубометров газа, которые Литва, Латвия и Эстония используют в год, почти половина приходится именно на отопительный сезон, причем набольший пик потребления – зима", – добавил он.
При этом понятно, что объем ПХГ в Латвии (2,5 млрд) явно ниже, чем объем спроса в регионе в зимний период – около 3,7 млрд:
"Выходит, Прибалтике вместе с Финляндией нужно будет зимой, когда стоимость на газ традиционно растет, закупать его в текущем моменте, т.е. платить за СПГ на спотовом рынке столько, сколько скажет покупатель, причем вообще не имея места для маневра. Либо не делать этого, но тогда возникнет энергодефицит", – заявил Борис Марцинкевич.
По его мнению, балтийские страны могли бы в таком случае попробовать успеть заключить долгосрочные контракты, в том числе, и с "Газпромом", который в ноябре 2022-го ввел в эксплуатацию в Ленинградской области СПГ-завод с мощностью в 1,5 млн т СПГ в год. Другой вопрос, пойдут ли республики на это, учитывая их специфические политические "вкусы".
Хотите играть в СПГ-игры? Повышайте ставки… и цены
Кроме проблем чисто технического характера, когда странам Балтии каким-то образом придется в пиковые моменты потребления быстро конвертировать СПГ в обычное состояние и бегом "раскидывать" его по сетям во всем регионе, чтобы успеть насытить внутренний рынок, есть еще ряд проблем.
Раз уж Eesti Gaas так радостно делает СПГ из США и Норвегии главным источником для энергобаланса региона, то Латвия, Литва и Эстония должны включаться игру жесткого и крайне нестабильного спотового мирового рынка газа. А для того, чтобы в ней участвовать, нужно иметь много денег в запасе и связей с ведущими поставщиками. Есть ли это у балтийских республик? Нет. Есть только ничем неприкрытое бахвальство и популизм.
Председатель правления Eesti Gaas Маргус Каасик в средине августа радостно сообщил, что компания полностью перешла на СПГ западного происхождения, а новые маршруты поставок из Норвегии и США оправдали себя, дав газовому рынку в регионе больше определенности и также сбив цену. "По сравнению с осенью прошлого года цена на газ сейчас в шесть раз ниже", – заявил он.
Ну да, конечно. Просто потому что Балтия перешла на СПГ из Норвегии и США, газ в регионе стал дешевле. К черту логику, законы и принципы работы мирового рынка газа. Молекула свободы решает все проблемы!
А если серьезно, то цена сейчас в шесть раз ниже, потому что в 2022 году она изначально была невероятно высокой. В 2022 году стоимость газа на спотовом рынке Евросоюза варьировалась от $500 до $3000 за тыс. кубометров. Просто для сравнения: в 2021 году стоимость скакала от рекордных на момент начала года $230 за тыс. кубометров до $1000, а в 2020-м и до него высокой ценой считалось $150-250 за тыс. кубометров. Сейчас на спотовом рынке ЕС газ стоит более $420 за тыс. кубометров.
По сути, Eesti Gaas попросту приписало себе заслугу снижения стоимости газа, хотя вообще никаким образом к этому не имеет отношения. Просто конъюнктура на мировом рынке сегодня такая, что стоимость газа не на рекордных отметках как год назад.
Да и снижение, о котором говорит глава Eesti Gaas, тоже весьма относительное. Смотря с какими годами и месяцами сравнивать. Если смотреть на даже первую половину 2021 года и раньше, то стоимость сегодняшнего "голубого топлива" в несколько раз больше. А ведь можно было не доводить долю "зеленой" (и очень дорогостоящей) энергетики в ЕС, и в Прибалтике в частности, до высоких отметок, можно было не отказываться от долгосрочных контрактов с "Газпромом", не вводить санкции против Москвы, не взрывать газопроводы. Тогда бы и цена была адекватной. Но об этом Eesti Gaas, как и балтийские политики, говорить не хотят.
Выжить на спотовом СПГ-рынке, где цена меняется от каждого "чиха" трейдеров, поставщиков и других участников, для небогатой страны – задача трудновыполнимая. А если зимой цена вдруг опять как в 2022-м вырастет до $3000 за тысячу кубометров? Альтернативы в виде трубы из РФ ведь уже нет. Придется покупать. Платить, конечно же, будут бизнес и домохозяйства балтийских стран.
Сейчас вот в Панамском канале из-за жары уже которую неделю подряд низкий уровень воды. По этой причине многим СПГ-танкерам проще огибать целый континент, чтобы не простаивать в очередях. Это отражается на длительности доставки и на конечной цене газа для потребителей. Да, эта проблема касается по большей части покупателей в Азии, но спотовый рынок газа в мире так устроен, что происходящее там отражается и на европейском рынке.
У Eesti Gaas есть решение проблемы с Панамским каналом? Нет. Может тогда эстонский энергоконцерн знает, как избежать забастовок на СПГ-терминалах в Австралии, которые вот-вот могут начаться, "отключив" примерно 10% мирового объема поставок СПГ? Вряд ли.
Защититься от таких форс-мажоров, конечно, можно за счет заключения долгосрочных контрактов на поставки сниженного газа. Так, например, делает Китай на протяжении последних лет. Китайские компании Sinopec, CNOOC и другие гиганты из Поднебесной заключают долгосрочные контракты с катарскими, американскими, российскими и австралийскими производителями СПГ, где объемы составляют по 1-3 млн т СПГ в год, на протяжении 10-25 лет. Есть такие контракты у Eesti Gaas? Нет? Ну тогда вперед – на спотовый рынок. А хватит ли денег на такую "взрослую игру" – это уже проблемы потребителей газа в Балтии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.