Спустя почти три месяца после ввода 11-го пакета антироссийских санкций в ЕС началось обсуждение 12-го. По традиции Польша, Литва, Латвия и Эстония выступают с инициативой включить в него сжиженный газ из России. Примечательно, что другие страны-члены союза пока не горят желанием полностью запрещать российский СПГ, как трубопроводный газ.
Напротив, ЕС наращивает импорт сжиженного газа из РФ, а некоторые страны вообще закупают его в рекордных объемах. Что произойдет, если Брюссель все же пойдет на поводу у главных русофобов Европы? Возможен ли отказ от российского СПГ на данный момент в принципе? И какие последствия ощутит на себе ЕС?
Контракты вне политики
Как отмечает агентство Bloomberg, Евросоюз готовится к драке из-за 12-го пакета антироссийских санкций. Конечно, основная цель этого пакета будет заключаться в том, чтобы разрешить самим себе пользоваться замороженными активами ЦБ РФ.
Вполне возможно, что в этом вопросе все страны выступят единогласно. Но есть и другой нюанс – включение в новые ограничения энергетической составляющей. Речь идет о запрете на импорт российского СПГ, а также санкций в отношении "Росатома". И здесь уже ни о каком единогласии речи не идет. Что по первому, что по второму пункту есть вопросы, причем серьезные.
Без "Росатома" ни Европа, ни США не смогут. Несмотря на профицит на рынке ядерного топлива, доля российской компании слишком велика, чтобы безболезненно от нее отказываться. Даже если полностью загрузить все заводы Европы и Америки на 100% мощности, этого все равно не хватит для обеспечения бесперебойной работы всех АЭС. Придется расширять производство, а для этого потребуется около десяти лет.
Что же касается российского СПГ, то ситуация и вовсе выглядит комично. Призывы отказаться от сжиженного газа из РФ звучат регулярно. Об этом заявляла комиссар ЕС по энергетике еще в марте. Теперь с подобной инициативой выступают целые страны. Но пока Польша и страны Балтии призывают отказаться от сжиженного газа "агрессора", другие государства ЕС наращивают импорт.
Как сообщили в издании Financial Times, импорт российского сжиженного природного газа в ЕС в 2023 году вырос примерно на 1,7% по сравнению с прошлым годом. Эта цифра кажется незначительной только если сравнивать с 2022 годом, который стал рекордным по закупкам СПГ РФ. На деле же в период с января по июль 2023 года страны ЕС закупили 22 млн кубометров сжиженного природного газа, что на 40% больше, чем в 2021-м.
Как отметил главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, в ближайшие пару лет запрет на импорт российского СПГ в ЕС вряд ли может быть введен исключительно по политическим соображениям.
"Российский экспорт СПГ защищен долгосрочными контрактами. У НОВАТЭКа заключены договоры с его западными партнерами по проектам, которые заинтересованы в исполнении этих контрактов. Среди них, к примеру, есть французская Total Energies, у которой вообще-то есть активы в проекте по производству СПГ в России. Договоры западных парнеров с НОВАТЭКом – не просто межправительственное соглашение и договор с компанией, которая платила в рамках установленных объемов, как в случае с "Газпромом", – сказал Громов Baltnews.
По его словам, в случае с СПГ есть прямой коммерческий интерес со-партнеров "НОВАТЭКа" по проекту "Ямал-СПГ". Даже несмотря на то, что та же компания Total Energies приостановила инвестиции, она не ушла полностью из проекта. Есть жесткая контрактная привязка с серьезным бизнес-интересом самих европейских нефтегазовых компаний, работающих на рынке СПГ. Это принципиальное отличие от ситуации с трубопроводным газом.
"Вторая причина – импорт российского СПГ растет в Европе и занимает все более весомую долю. Отказаться от него проблематично. Но если такое решение все же будет продавлено вопреки всякой экономической логики, последует серьезный удар для европейских энергетических компаний. Они ведь все это время неплохо зарабатывали на российском СПГ. К тому же ситуация с СПГ более рыночная и не завязана на межправительственные решения, поэтому российская компания будет максимально собирать штрафы за невыполнение долгосрочных контрактов со своих партнеров", – добавил Громов.
Алексей Громов отметил, что немедленного дефицита в Европе не возникнет, так как уже сейчас ПХГ закачаны почти на максимум (более 90%), а ведь до официального завершения срока заполнения еще 1,5 месяца. Но нужно понимать, что за год европейцы могут опустошить запасы. А на следующий год ПХГ нужно снова наполнять. Да и функционировать только за счет хранилищ энергетическая отрасль региона не в состоянии. Более того, на рынке в ближайшие 2 года не ожидается не то что новых поставщиков, а даже свободных крупных партий незаконтрактованного СПГ.
"Я уверен, что Европа не будет принимать резких шагов против российского СПГ до 2025-2026 года. Как раз в тот период освободятся партии из США и Катара. А сегодня и в ближайшие 2-3 года, сделать это без последствий в виде ожидаемого роста цен на рынке, не получится", – резюмировал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
За бездумные санкции придется заплатить
Несмотря на агрессивные призывы со стороны отдельных евробюрократов и представителей наиболее русофобских стран, большинство государств ЕС продолжают активно сотрудничать с РФ. Так, например, Испания и Бельгия заняли второе и третье места по импорту российского СПГ после Китая. Например, только в июле 2023 года поставки сжиженного газа из РФ в Испанию увеличились на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
С января по июль текущего года Испания импортировала 7,47 млн кубометров, а Бельгия – 7,08 млн. Общий объем экспорта российского СПГ за семь месяцев составил 11,3 млрд кубометров или 9,48 млн тонн. Это 14,1% от всего импортного сжиженного газа в Европе!
Как рассказал аналитик ФНЭБ Игорь Юшков, у России есть огромный потенциал – она занимает второе место по поставкам СПГ на европейский рынок и уступает только США. В основном газ приходит с проекта "Ямал-СПГ".
В России всего два подобных крупнотоннажных СПГ-завода, но сжиженный газ из Сахалина уходит в Азию. При равных ценах в Европе и в Азии Москве выгоднее поставлять в Европу из-за более короткого логистического плеча. Более того, есть еще два среднетоннажных завода в Ленинградской области – "Криогаз-Высоцк" (проект "НОВАТЭКа") и "СПГ Портовая" (проект "Газпрома").
"Если Европа запретит импортировать СПГ из России, то он будет уходить на азиатские рынки, либо будет где-то перегружаться и уже обычными танкерами уходить на экспорт. Но это менее эффективно. Примерно как с нефтью – она могла бы стоить дешевле для европейцев, но так как логистическое плечо увеличилось, затраты возросли, и все это в конечном итоге перекладывается на конечного потребителя", – рассказал Юшков Baltnews.
"Если ЕС не будет брать российский СПГ, придется увеличивать закупки катарского или австралийского. Нужно будет заманивать к себе поставщиков, а значит, платить им больше. При этом России как государству таким запретом насолить не получится. "Ямал-СПГ" имеет налоговые льготы и его деятельность почти не отображается на бюджете. Надавить на государство таким образом не получится. Да, "НОВАТЭК" может начать лоббировать свои интересы, но власти не изменят политику из-за одной компании", – добавил он.
Игорь Юшков напомнил, что если Россия будет отправлять все СПГ на азиатские рыки, ход танкеров будет дольше, соответственно, вывозить они будут меньше, и может уменьшиться производство даже на 1 млн т. Это приведет к тому, что предложение на мировом рынке тоже уменьшится и спровоцирует пусть и не сильный, но дефицит. После этого цена на СПГ повысится, то есть пострадают снова европейцы.
Ну и самое важное – подобный запрет не дадут продвинуть европейские компании. У французской Total есть 20% акций в Ямал-СПГ, и в самом "НОВАТЭКе" почти 20%. Кроме того, в декабре 2023 запустят еще один проект – "Арктик СПГ-2", в котором Total Energies имеет 10% акций.
В итоге даже в Bloomberg пришли к выводу, что 12-й пакет будет включать запреты на обход уже существующих санкционных пакетов через Объединенные Арабские Эмираты и Турцию. А вот с российским СПГ пока что все оставят как есть, ведь в случае отказа от него пострадают европейские корпорации. А это вам не потребители, они советы от правительства по экономии не принимают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.