Ушедший год оказался крайне непростым для энергетики Евросоюза. Это коснулось и сегмента "мирного атома". В 2024 году отрасль ждут некоторые изменения. Однако даже несмотря на то, что ряд стран все-таки понял важность работы АЭС, особенно во время энергокризиса и высоких цен на углеводороды, проблем у отрасли будет все больше, а на их решение даже пары лет не хватит.
Отрасль, которую по… забыли
Чтобы понять, насколько все плохо с этим в Евросоюзе, достаточно посмотреть на пример реализации проекта в Финляндии в этом году. 16 апреля 2023-го на финской АЭС "Олкилуото", что на севере страны, заработал крупнейший в Европе ядерный реактор. Правда, с некоторым опозданием.
Французская AREVA начала постройку в 2005 году и обещала запустить в эксплуатацию реактор EPR-1600 в 2009 году. Прошло 18 лет. Реактор запустили в 2023-м. Ну как запустили. Уже через почти полгода пришлось периодически останавливать работу, чтобы дорабатывать некоторые просчеты.
В итоге Финляндия, которая отказалась от российского газа (14% внутреннего спроса на электричество) смогла компенсировать это за счет нового ядерного энергоблока. Правда, ценник такого АЭС за 18 лет увеличился в несколько раз (счет шел на миллиарды евро). Сейчас у Финляндии есть пять ядерных реакторов, которые в сумме покрывают примерно 40% внутреннего спроса на электричество.
Пожалуй, это идеально характеризует положение дел в атомной отрасли Европы. Она есть, ее развивают очень и очень медленно. Она способна частично решить проблему нехватки газа и других типов энергоносителей, которые все дороже обходятся европейским экономикам… но у компаний ЕС не хватает опыта, оборудования и кадров, чтобы делать все в нужном объеме. А старые АЭС приходят в негодность.
При этом отдельные страны вроде Испании и Германии даже специально сворачивают мощности по выработке атомной энергии. ФРГ так и вовсе в тот же день, когда Финляндия запустила новый энергоблок, отключила три последних в стране АЭС от электросети (работали 60 лет). Однако в Европе есть и те, кто напротив, хочет увеличивать долю "мирного атома" в своем энергобалансе с 2024 года.
Есть Италия и Литва, которые в конечном счете полностью отказались от атомной энергии. К ним присоединилась Германия, вскоре может добавиться еще и Испания. Однако есть Франция, у которой хоть и были огромные проблемы с починкой устаревших реакторов в последние годы, но она все же хочет и дальше сохранять баланс, при котором АЭС составляют до 70% в генерации электричества страны.
Как справедливо напомнили в конце 2023 года в Euronews, Болгария, Италия, Хорватия, Финляндия, Венгрия и Польша поддержали Францию в ее ядерных амбициях. Это значит, что у отрасли в Евросоюзе, который долгое время относился с подозрением в плане экологии к атомной промышленности, все же есть будущее. И Париж, похоже, будет главным ее "стражем".
Причины вполне адекватные. По состоянию на август 2023 года, из 163 реакторов в Европе 56 блоков находились только во Франции. У Пятой республики нет желания сворачивать отрасль, которая обеспечивает годами почти 70% ее энергобаланса, не имея никакого запасного плана. Да, во Франции есть несколько СПГ-терминалов, но их мощностей, как и коммуникаций, доставляющих газ на электростанции и потребителям, не хватит, чтобы полностью компенсировать угасание "мирного атома".
Что будет атомной генерацией в ЕС?
Атомная энергетика прочно утвердилась в Европе, поскольку в 13 из 27 государств-членов действуют АЭС. Она обеспечивает около четверти всей электроэнергии в Европе. При этом Франция, похоже, отвыкать от такого положения дел не намерена.
Президент Пятой республики в 2023 году объявил о плане стоимостью €57 млрд по строительству в стране шести ядерных реакторов нового поколения, начиная с 2028 года. Получится ли? А вот тут уже есть большие сомнения. Более подробно об этом для Baltnews рассказал старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев.
"В 2024 году будет продолжаться разворот многих стран к развитию атомной энергетики. Европа видит, что цены на полезные ископаемые продолжают оставаться дорогими, а волатильность с рынка никуда не исчезает. Из-за этого в регионе наблюдается уже больше года серьезный отток инвестиций. Предприятия в Старом свете из-за высоких трат на энергоресурсы не выдерживают конкуренции с компаниями из других регионов мира", – заметил Кондратьев.
"По этой причине вполне можно ожидать попытки от руководства ряда европейских стран устроить эдакий ренессанс атомной энергетики в 2024 и последующих годах. Но проблема в том, что сделать это быстро не получится. В 2024 году мы сможем увидеть только обсуждения новых проектов постройки АЭС и предоставление компаниями технико-экономических обоснований (ТЭО) новых реакторов. В первую очередь это должно коснуться Франции, возможно, Швеции и некоторых восточноевропейских государствах", – добавил он.
Сергей Кондратьев отметил, что такой сценарий может стать переломным для всей энергетической отрасли Европы, но проистекать он будет десятилетие, а скорее всего, даже дольше. При этом с российским "Росатомом" работать в ЕС многие страны по политическим соображениям не намерены. А зря. Компания имеет колоссальный опыт и крупнейший портфель заказов по всему миру, вовремя исполняет контракты. Увы, но только Венгрия готова сотрудничать с этой компанией.
"Началось строительство на объекте "Пакш" в Венгрии. Это единственный проект в Евросоюзе, с которым работает российская компания. Уже есть официальное одобрение властей восточноевропейской страны. Если "Росатому" удастся полностью реализовать проект, то его можно считать самым лучшим достижением корпорации за последние, пожалуй, 30 лет. И дело тут не в технической сложности", – объяснил Сергей Кондратьев.
"Компания из РФ сейчас делает с точки зрения географической и инженерной гораздо более сложные проекты по постройке АЭС в Турции и Бангладеш. В Венгрии вся сложность состоит в том, что на "Росатом" давят соседи восточноевропейской страны. Где-то это санкции, где-то это "вставление палок в колеса" логистике на неофициальном уровне", – отметил он.
Впрочем, это вовсе не значит, что Европа не будет пытаться найти других партнеров, чтобы развивать атомную генерацию. Тренд 2024 года – это готовность многих стран ЕС рассматривать проекты новых крупных атомных энергоблоков и малых модульных АЭС. Однако с последними все крайне сложно. Технология новая, не отработанная западными компаниями. Энтузиазм по поводу малых реакторов наблюдается уже несколько последних лет, но вот серьезных достижений в Европе, да и в США, пока нет.
"Я допускаю, что в 2024 году европейские страны, особенно в Восточной Европе будут формальные решения на уровне государственных регуляторов по выдаче разрешений на подготовку к строительству малых АЭС. Однако во Франции, Швеции и даже Британии, которая уже не является частью ЕС, будут все-таки отдавать предпочтение большим реакторам с мощностью не менее 1000 МВт. На малые АЭС, скорее всего, по политическим причинам решатся Польша, Болгария, возможно, балтийские страны", – сказал Кондратьев.
По его словам, проблема в том, что коммерчески готовая технология малых АЭС есть только у России. Если говорить о странах, которые близки к такому промышленному производству, то еще можно добавить Китай. А вот США, на которые возлагает надежды в плане малых АЭС Польша, этим похвастаться не могут.
"По сути, ключевая проблема у европейских регуляторов, как и у американских инвесторов – наличие множества стартапов, но отсутствие даже какого-нибудь рабочего прототипа малого модульного реактора, которые можно было бы протестировать, показать, что технология рабочая и безопасная. Страны в таких случаях всегда ждут, когда компания проведет тестовый запуск "у себя дома", а уже потом выдает разрешение на постройку такого объекта на собственной территории. Однако по политическим соображением восточноевропейские страны, включая ту же Польшу или Болгарию, могут сразу согласиться на постройку и запуск малых АЭС у себя дома", – сказал Baltnews старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов".
В целом страны ЕС будут в 2024 году продлевать сроки уже действующих АЭС, которые еще вчера собирались выводить из эксплуатации по причине устаревания. В Европе наблюдается сильный дефицит дешевой энергии, поэтому выбора у многих государств, включая Францию, которая сильно зависит от "мирного атома", нет.
При этом французские компании не справятся с тем объемом заказов, который возникнет у них в 2024 году. На расширение мощностей по производству оборудования, необходимого для атомной отрасли, потребуются десятилетия. Не исключено, что в отрасль даже вернутся некоторые немецкие компании вроде Siemens, которая ушла в последние годы в ветроэнергетику и понесла из-за этого большие потери.
Важно отметить, что годы борьбы Еврокомиссии со всем, что не работает от энергии солнца или ветра, не прошли даром. Противодействие атомной энергетике привело к общему снижению производства электричества путем расщепления атомов в 27 странах Европейского Союза с 2006 по 2020 год на 25%.
Десятилетиями отрасль в ряде стран не получала не то что инвестиций для развития, а даже средств на поддержание объектов в должном состоянии и модернизации. Еще в декабре французская госкомпания EDF (главный оператор атомной энергетики в стране) заявила о продлении техобслуживания двух энергоблоков на действующих АЭС на четыре месяца и еще двух блоков – на один месяц. Тогда же сдвинули сроки сдачи единственного строящегося во Франции нового энергоблока АЭС Flamanville – с 2023 на 2024 год.
В Пятой республике в среднем вводится в строй один-два реактора раз в 10 лет. В перспективе, если верить Макрону, страна каждый год начнет создавать по одной крупной АЭС с водо-водяными реакторами типа EPR. Также государство займется и постройкой малых модульных реакторов.
Но опять-таки – это все только планы. Готового проекта, на который можно показать пальцем и сказать: "Вот этот малый модульный реактор работает!", еще нет. И это мы сейчас говорим только за Францию – главного лоббиста атомной энергетики в Евросоюзе. У других все с этим еще сложнее и в 2024 году, если они, конечно, не захотят сотрудничать с "Росатомом", перспектив по развитию отрасли будет еще меньше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.