Стать газохранилищем вместо транзитера: Киев теряет деньги, газ и статус

© Sputnik / Дмитрий Лельчук

Украинские чиновники готовы пойти на продление контракта на транзит голубого топлива из России, если договор заключит ЕС. Но Брюссель не собирается их спасать.

Несмотря на всю ненависть к Москве, которая началась задолго до 24 февраля 2022 года, Украина никогда особо не рвалась отказываться от транзита российского газа. Киев заключил контракт на поставку голубого топлива в свою страну, пользуясь виртуальным реверсом и переплачивая, мог призывать всех остальных отказываться от углеводородов из РФ, но при этом исправно продолжал прокачивать газ на территорию Европы. И причина такого постоянства на фоне русофобии проста – деньги.

От прибыли за транзит Украину не заставила отказаться даже СВО. И сегодня, когда в ближайшем будущем истечет пятилетний срок контракта, Киев готов продолжить прокачку голубого топлива. Правда, очень интересным способом – переговоры с Москвой он проводить не хочет, делегировав эти обязанности Евросоюзу.

Но вот незадача – ЕС уже не нужна Незалежная как транзитер российского газа. Максимум – из этой страны сделают газохранилище. А где Украина будет брать голубое топливо для внутреннего потребления? Ну, это уже проблемы украинцев, которые Европу не волнуют.

Киев лишается еще одной графы дохода

Премьер Украины Денис Шмыгаль заявил, что Киев готов продлить транзит российского газа, если будет соответствующий запрос Евросоюза. Почему в Незалежной заговорили об этом, пусть и переводя стрелки на ЕС, понятно.

Как отметил президент России Владимир Путин в октябре 2023 года в ходе выступления на пленарном заседании Международного форума "Российская энергетическая неделя" в Москве, Киев каждый месяц получает $4-5 млрд за транзит российского газа через свою территорию от западных государств. Москва тоже платит Незалежной за транзит по $32 за прокачку 1 тыс. кубометров, то есть примерно $1,3 млрд в год.

Учитывая дыры в украинской экономике (дефицит бюджета на 2024 год – $38 млрд), выпадение такой суммы из графы "доходы" может быть фатальным. Однако прямые переговоры с Москвой Шмыгаль исключил. Вроде как и деньги нужны, но и против официальной идеологии не пойдешь. И здесь в игру должен был вступить Евросоюз. По задумке Киева, если бы Брюссель сам договорился с Россией, а Украину просто поставили бы перед фактом того, что договор на транзит газа продлен, удалось бы и лицо сохранить, и заработок. Но, как оказалось, Европе кормить Киев еще и таким способом не нужно.

Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон заявила, что ЕС с 2025 года откажется от транзита российского газа через Украину. По ее словам, раньше этот объем был необходим, но теперь у Евросоюза есть готовая сеть СПГ-объектов. Да, сжиженный газ обходится дороже трубопроводного, но зато не вступает в конфликт с идеологией. Да и от Незалежной, которая давно превратилась в непредсказуемый и опасный элемент, зависеть не придется.

Что же в этом случае делать Украине? Потеря более около $5 млрд в месяц может оказаться критичным фактором. Тем более учитывая задержки вооружений и финансирования от США.

Конечно, напрямую Киеву ничего компенсировать не будут. Зато этой стране предложили другой вариант – стать одним большим хранилищем газа. Украинские ПХГ будут использовать страны ЕС, чтобы хранить свои газовые запасы. Конечно, стоимость аренды ПХГ не сравнится с теми суммами, которые Киев получал за транзит. Но это далеко не все подводные камни. Есть еще один и очень крупный – Украине теперь нужно будет искать новых поставщиков газа.

Ранее Киев хоть и закупал голубое топливо официально у стран ЕС, но это были те же российские углеводороды, просто оформлены с помощью виртуального реверса. Но с 2025 года, когда транзит остановится, российский газ вообще перестанет поступать на территорию Украины. Где эта страна будет получать голубое топливо для своих нужд? Неизвестно. Возможно, ЕС поделится, а может быть и нет.

Кстати, как отметил в беседе с Baltnews кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики РУДН Александр Арский, прекращение транзита через Украину будет иметь для этой страны и серьезные геополитические последствия.

"При прекращении транзита российского газа, восприятие Украины, как субъекта международной экономики теряет всякий смысл. Трудовые ресурсы из Незалежной выехали, поставки продовольствия в Европу блокируются "друзьями", как и фуры. С транзита Украиной финансируются социальные обязательства. При отсутствии этих средств пострадают бюджетники, малоимущие и пенсионеры. Киевские неонацисты рассчитывают на то, что потеря "транзитных денег", будет компенсирована кредитами МВФ, однако владелец МВФ – США, будет занят в 2025 году или спасением собственной экономикой или собственной гражданской войной", – рассказал эксперт.

Экономист считает, что спасать Украину будет Евросоюз. Он выделит часть ресурсов, остальное допечатает на денежном станке сам Киев. Это закономерно приведет к инфляции в еврозоне и двухзначной инфляции гривны.

"Германия и другие страны-доноры Евросоюза будут страдать, эксперименты США в Европе продолжаться. Захватив рынок СПГ Европы, США будут стремиться к ее милитаризации американским оружием, оно не будет бесплатно для членов НАТО. Европейский бизнес, предчувствуя повышение налогов, бежит в США и Юго-Восточную Азию, и вряд ли вернется домой", – резюмировал Александр Арский.

Разумное газоснабжение по-европейски

Учитывая отказ Евросоюза продлевать контракт на поставки российского газа через украинскую ГТС, может показаться, что мечты Киева о том, что Москву лишат финансирования, отказавшись покупать ее энергоносители, наконец сбылись. Но нет. Еврокомиссар Кадри Симсон уточнила, что ЕС не поддерживает запрет на СПГ из РФ. Напомним, в 2023 году Россия стала третьим по величине поставщиком сжиженного газа в Европу, составив 13% всего импорта ЕС.

Выходит, страны Евросоюза продолжат закупать российский газ, просто в виде СПГ, все так же делая отчисления в бюджет РФ. Конечно, для России это все равно будет болезненно, ведь доля газа из РФ в импорте ЕС постоянно снижается. Например, за 2023 год этот процент снизился с 22% до 15%. Из них 14 млрд кубометров было поставлено по трубопроводу и еще 18 млрд кубометров – в виде СПГ. То есть в Москве догадывались, что серьезно надеяться на украинскую ГТС не стоит.

Договор между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" предусматривал прокачку 225 млрд куб. м газа, из которых 65 млрд кубометров должно было уйти в 2020 году, и по 40 млрд кубометров в следующие 4 года. Однако в 2023 году транзит российского газа через украинскую ГТС снизился на 28,4% до 14,6 млрд кубометров.

Но как бы не уменьшился украинский транзит, Австрия, Словакия, Чехия и Италия все равно получали голубое топливо по этой ГТС. В Еврокомиссии утверждают, что компенсировать выпавшие объемы можно за счет альтернативных маршрутов и увеличения пропускной способности других газопроводов (в том числе российского "Турецкого потока").

Однако, как отметил в беседе с Baltnews заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, несмотря на всю строящуюся СПГ-инфраструктуру, аренду FSRU, странам Европы экономически намного выгоднее сохранить украинский транзит. Контракт не хотят продлевать исключительно по политическим причинам.

"Любой нормальный покупатель заинтересован в том, чтобы было больше вариантов газоснабжения. Это позволяет обеспечивать надежность поставок и выгодные цены. Поэтому разумные члены ЕС цепляются за поставки из России, несмотря на высокий градус противостояния и давление извне. Собственно, благодаря этому транзит до сих пор продолжается и если их не додавят, то и продолжится в следующем году", – отметил эксперт.

По крайней мере, Киев точно заинтересован в том, чтобы продлить контракт на транзит голубого топлива. Настолько, что украинские политики даже осмелились озвучить такое предложение, хотя ранее исключали даже возможность заключения нового договора с РФ. Но вот Европа вполне может наплевать на мнение Киева и даже поступиться собственной выгодной (как уже делала это неоднократно) ради красивого жеста по политическим причинам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.