Когда начало казаться, что Европа если не преодолела, то приспособилась к энергетическому кризису, эксперты вновь прогнозируют не самый благоприятный исход для ЕС. Дело в том, что цена природного газа на хабе TTF растет с января 2024 года и сегодня уже превышает $500 за тысячу кубометров.
Уже в ноябре, начался отбор из подземных хранилищ газа, хотя эти запасы предназначены для использования в период, когда спрос находится на пике. А ведь скоро может окончательно остановиться украинский транзит. И это все на фоне санкций против "Газпромбанка", которые будут мешать закупкам российского голубого топлива.
Многие эксперты уже предсказывают второй энергетический кризис в Европе. Но так ли все плохо, как кажется на первый взгляд?
Слишком много переменных
В западных СМИ уверяют, что грядущая зима в Европе будет достаточно холодной. По крайней мере, на фоне последних лет, где этот сезон отличался аномальным теплом. Однако в декабре 2024 года не стоит ждать средней температуры +9 °C. Будет минус, пусть и не слишком высокий. Более того, уже в ноябре в отдельных странах Центральной Европы установилась минусовая температура. Синоптики предполагают, что такая погода продлится до марта.
На этом фоне в Европе уже начался отбор газа из ПХГ. В ноябре объем выкачки был почти рекордным и в 1,4 раза превысил показатель за аналогичный период прошлого года.
Впрочем, не стоит думать, что европейские хранилища газа опустошены. Европейские ПХГ, как свидетельствуют данные Gas Infrastructure Europe (GIE), заполнены на 87,89% (примерно 97,6 млрд кубометров). Это достаточно высокий уровень для текущего времени года. И если страны ЕС не начнут массово отбирать голубое топливо из ПХГ, негативных сценариев можно будет избежать.
Однако есть ряд тенденций, которые говорят, что ситуация не такая уж хорошая. Во-первых, через месяц может быть полностью остановлен украинский транзит. Действие предыдущего соглашения, которое позволяло транспортировку энергоресурсов по украинским трубопроводам, хотя и далеко не в полном объеме, истекает 31 декабря 2024 года. Продлят ли его? Вопрос интересный и трудно прогнозируемый. Вполне вероятно, что нет.
Во-вторых, введенные санкции против "Газпромбанка" негативно скажутся на расчетах за российский СПГ со странами Европы. Напомним, именно через этот банк проводились все операции по покупке сжиженного газа между Россией и недружественными ей странами, начиная с весны 2022 года.
В-третьих, цены на газ на хабе TTF продолжают расти с января 2024 года. На данный момент цена составляет 537 долл. за тысячу кубометров. Да, стоимость не такая неподъемная, как в 2022 году, когда Европа переживала пик энергокризиса, но все равно достаточно высокая.
Отдельные западные издания уже предвещают странам ЕС второй энергетический кризис. Учитывая, что первый почти уничтожил промышленность Старого света и значительно сократил доходность местного бизнеса, вторую волну Европа может и не выдержать.
Впрочем, как рассказал в беседе с Baltnews аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, такого энергокризиса, как был в 2022 году, не будет – цены вряд ли поднимутся до таких отметок.
"В 2022-м был некий идеальный шторм на европейском газом рынке – дефицит голубого топлива, из-за чего цены пошли вверх еще с середины 2021 года. Европейцы сами годами пугали энергетические компании зеленым переходом и сокращением потребления углеводородов. И рассказывали, что все деньги нужно вкладывать не в новые месторождения, а в инфраструктуру для ВИЭ.
Европейские компании действительно боялись инвестировать в классическую энергетику. Это и привело к дефициту. И после пандемии предложение уже не могло удовлетворить спрос. Даже если бы Россия продолжала поставлять энергоресурсы в Европу в прежнем объеме, кризис все равно бы случился. Просто он был бы не таким продолжительным", – напомнил эксперт.
Игорь Юшков считает, что сейчас рост цен возможен из-за потенциального сокращения поставок газа из России. Рынок уже достаточно напряжен, и ценник превысил отметку 500 долл. за тысячу кубометров. В Европе похолодало, стояла безветренная погода.
Спрос на ископаемое топливо возрос. А тем временем Украина напоминает, что транзита с 2025 года не будет. Это создает дополнительное напряжение на рынке, так как через нее проходит порядка 15 млрд кубометров в год. Перенаправить эти объемы в Европу через другие маршруты не получится.
"А ведь есть еще санкции против "Газпромбанка", которые тоже повлияют на цены. Именно через этот банк "Газпром" проводит расчеты с недружественными странами. По другой схеме это сделать невозможно согласно российскому законодательству. А все эти операции нужно завершить до 20 декабря, согласно американскому указу.
Конечно, Венгрия может попробовать договориться с Россией, чтобы использовать для расчетов какой-то другой банк. Возможно, удастся включить эту страну в список исключений. Но если обходные пути оперативно найти не получится, то поставки сильно сократятся.
Сейчас 30 млрд кубометров российского газа идет в Европу. Из них около 20-25 млрд кубометров может сократиться. 3 млрд кубометров идет в Сербию, 2 млрд – в Молдавию. И еще часть газа смогут перекупать турецкие трейдеры и продавать другим странам", – отметил аналитик ФНЭБ.
Эксперт считает, что потеря 5-10 млрд кубометров год вызовет дефицит на европейском газовом рынке. Если это случится в разгар отопительного сезона, то возможны шоковые скачки цены. Но все равно энергокризис, даже если он произойдет, будет не таким жестким, как в 2022 году. Европе физически хватит газа – ПХГ у них заполнены на хорошем уровне, а объем потребления за последние годы сократился на 90 млрд кубометров.
Дефицит предложения и рост цен
Американские санкции против "Газпромбанка" действительно были необходимы, поскольку ни отсутствие газопроводов, ни осуждение не заставили страны ЕС полностью отказаться от российского голубого топлива. Напротив, Европа, кажется, только начала входить во вкус.
В 2024 году, особенно с осени, страны Евросоюза все активнее закупают российский сжиженный газ. Согласно данным Eurostat, в третьем квартале 2024 года объем импорта СПГ из РФ в ЕС оказался на 2% выше по сравнению с первым кварталом 2021 года. А общая стоимость закупок за этот период выросла на 150%.
Вопрос в том, получится ли у Европы остановить эту тенденцию, особенно учитывая тот факт, что Катар и США еще не запустили свои новые терминалы.
Как объяснил в беседе с Baltnews директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, новые мощности будут вводиться поэтапно, и во второй половине 2025 года поставки из РФ уже можно будет частично заменить.
В 2025 году российский импорт в страны ЕС сократится. В 2026 году возможно даже введение эмбарго на российский СПГ вследствие полного замещения российских поставок. Если отношения между Брюсселем и Москвой за это время не улучшатся, то это почти базовый сценарий.
"Текущие цены на европейском рынке газа нельзя назвать очень высокими. Они соответствуют уровню, который был в прошлом году в это время года. Конечно, стоимость выше, чем была весной. Но для цен на газ характерна сезонная волатильность, поэтому в этом нет ничего необычного.
Конечно, цены выше, чем были в 2010-е годы. И для промышленности ЕС текущий уровень издержек остается болезненным фактором. Но все же говорить о том, что текущий уровень цен диссимулирует спрос, нельзя. Да, спрос в ЕС падает, но темпы снижения резко упали – где-то до 2-3%. Это уже затухающие значения. И речь идет только о Западной Европе, поскольку в Восточной спрос достаточно сильно вырос. Не думаю, что спрос продолжит снижаться в 2025 году, если только не будут предприниматься какие-то жесткие регуляторные методы", – рассказал эксперт.
Алексей Белогорьев напомнил, что текущие цены сложились исходя из спроса и предложения, и важным фактором выступило то, что в Европе резко упало предложение СПГ. ЕС недосчиталась около 20 млн тонн СПГ в годовом исчислении. Нехватка сжиженного газа и обеспечивает рост стоимости. Трубопроводные поставки как раз росли и из России, Алжира, Норвегии, в то время как спрос продолжал снижаться. Но итоге рост Норвегии сбалансировал спрос внутри ЕС и Британии.
"При этом примерно с 2026-2027 годов ожидается переход к профициту предложения на мировом рынке СПГ. Это значительно снизит цены на европейском рынке. Даже если Украина полностью остановит транзит.
Для Европы, конечно, зависимость от СПГ – это стратегически достаточно рискованное решение, поскольку им приходится конкурировать за эти объемы с азиатскими потребителями. Впрочем, подобное рискованно и сейчас, когда иногда случается дефицит предложения. Когда риск дефицита снизится в 2026-2028 гг., Евросоюзу будет значительно легче. Хотя до сих пор непонятно, что будет со спросом в ЕС в тот период, ведь Брюссель до сих пор горит желанием сократить спрос на ископаемые энергоносители в угоду зеленой повестке", – резюмировал Белогорьев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.