НАТО в Прибалтике: что изменилось в Литве, Латвии и Эстонии с приходом альянса

© AP Photo/ YVES BOUCAU

Военный эксперт Андрей Кошкин и политолог Александр Носович – о том, как изменилась Прибалтика в составе НАТО за 19 лет.

В среду, 29 марта, отмечается 19 лет со дня вступления прибалтийских республик в Североатлантический альянс. В 2004 году Литва, Латвия и Эстония совместно с Болгарией, Румынией, Словакией и Словенией присоединились к НАТО.

По мнению заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, военного эксперта Андрея Кошкина, страны Балтии "откровенно стремились" войти в НАТО, и в принципе они гордятся этим статусом.

"Держится все это на русофобии – чем рьянее они нападают на Российскую Федерацию, тем активнее их позиционируют как самый авангардный восточный фланг НАТО, тем самым позволяют Польше сегодня претендовать на военно-политический центр в Европе, забирая это право у Парижа и Берлина", – отметил собеседник Baltnews.

При том, что вооруженные силы самих республик "выглядят весьма куцо", Литва, Латвия и Эстония являются ярыми инициаторами помощи Киеву. Военный эксперт уточнил, что эти страны готовы лечь костьми ради Украины. В Брюсселе их рассматривают только за счет русофобской политики.

Как отметил политолог Александр Носович в разговоре с Baltnews, за 19 лет Прибалтика стала передовым полигоном Североатлантического альянса. Таким образом, оправдались опасения тех, кто изначально и говорил, что Литву, Латвию и Эстонию берут в НАТО в качестве площадки для испытаний.

"Старые страны НАТО, секретариат НАТО в те годы вещали России, что вступление в НАТО стран Прибалтики улучшит их отношения с Россией, потому что, будучи защищенными 5-й статьей устава НАТО, прибалты перестанут бояться Россию и будут выстраивать с ней конструктивные отношения. Произошло ровным счетом обратное: Литва, Латвия и Эстония стали драйверами русофобии в Североатлантическом альянсе. Они разрушили все формы взаимодействия, которые существовали между Россией и Западом, в том числе по линии НАТО", – объяснил эксперт.

Например, если ранее у России была разветвленная система взаимодействия с Североатлантическим альянсом, например, совет Россия – НАТО, который регулировал спорные военно-политические вопросы, то теперь этого нет. Виной тому – страны Балтии, которые добивались прекращения того же совета.

"Они заявили, что, если он (совет – прим. Baltnews) будет продолжаться, то Прибалтика из этого совета выходит и вообще начинает бойкотировать работу таких структур. Понятно, что за такими их выпадами, действиями стоит Вашингтон. Что это не чисто прибалтийская инициатива, если бы это была чисто прибалтийская инициатива – разрушение отношений НАТО с Россией – прибалтов быстро бы заткнули. А результата они добились потому, что выполняли заокеанский заказ могущественного покровителя", – рассказал Носович, уточнив, что республики в немалой степени ответственны за конфронтацию в отношениях между Россией и Западом.

Военный эксперт Андрей Кошкин обратил внимание, что следующий саммит НАТО члены альянса хотели бы провести именно в странах Балтии. По его мнению, это делается для того, чтобы поднять статус, а заодно показать, что они находятся у границ России.

"Сказать, что они чем-то выделились в сторону благополучия для своего общества, для своего народа, нельзя. Экономика вся легла под Евросоюз, под требования Евросоюза, а все, что связано с инфраструктурой НАТО, которая приближается к границам России, в том числе и на территории стран Балтии, как раз и характеризует отсутствие суверенитета у этих государств и полностью управление, которое задается из Брюсселя и Вашингтона", – резюмировал собеседник издания.

В самой же Прибалтике действительно гордятся тем, что республики вошли в Североатлантический альянс. По словам министра обороны Литвы Арвидаса Анушаускаса, членство страны чрезвычайно важно.

"НАТО является важнейшим гарантом безопасности Литвы – сильным и единым альянсом, всегда готовым отреагировать на любой кризис, защитить каждый сантиметр территории Литвы и всего альянса. Литва – надежный союзник НАТО, который вместе с другими странами альянса ищет и реализует решения, усиливающие альянс и нашу общую безопасность в регионе и во всей евроатлантической зоне", – заявил политик.