Станы Балтийского региона после распада СССР были заинтересованы в интеграции в НАТО и европейские структуры. Они не хотели видеть Россию ключевым игроком в построении системы безопасности. Об этом рассказала профессор кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Маркушина во время круглого стола "Балтийский регион в условиях украинского кризиса".
"Чтобы понимать, что происходит в Балтийском регионе, нужно вернуться во времена после распада Советского Союза. Тогда формировалась политика нашего присутствия здесь. Можно ли говорить о том, что мы полностью были частью тех процессов, которые происходили в Балтии? Вероятно, нет. После вступления в ЕС (в 1995 году) Финляндии и Швеции у нас были далеко не самые выигрышные позиции.
"Угроза со стороны России" формировалась не сегодня. В какой-то мере Украина стала катализатором событий. Все шло по нарастающей.
После распада СССР и выстраивания политики в Балтии мы говорили о построении вопросов безопасности в Балтийском регионе. Главный вопрос состоял в том, а хочет ли тот же ЕС видеть нас частью европейской безопасности? Ответ, скорее, нет.
В 2009 году была одобрена стратегия ЕС для региона Балтийского моря. В те годы формируются основные претензии к России. Например, сброс сточных вод в Балтийское море, безопасность объектов ядерной энергетики, зависимость ЕС от поставок энергоресурсов, милитаризация Калининградской области.
В это время активно набирает обороты присутствие США. Часть государств уже входили в НАТО. Некоторые шли по пути интеграции в альянс.
США подписывали документы, касающиеся безопасности в Балтийском регионе. Например, инициатива Северной Европы, расширение партнерства здесь. Проекты, которые появлялись, были нацелены на интеграцию большинства государств в НАТО и европейские структуры. Сознательно они были направлены на развитие Балтийского региона, не включая Российскую Федерацию. Акцент делался на НАТО и ЕС".