На этой неделе эстонские СМИ рассказали увлекательную историю про то, как Центральная криминальная полиция взяла в разработку топливную компанию Olerex в связи с подозрением, что та подает ложные сведения Налогово-таможенному департаменту Эстонии относительно выполнения требования добавлять биотопливо в продаваемое потребителям моторное топливо.
Согласно эстонскому Закону о жидком топливе, продавец топлива обязан обеспечить, чтобы в проданном в течение года ископаемом топливе не менее 7,5% составляло топливо из возобновляемых источников энергии – биотопливо.
Отмечается, что расследование ведут сотрудники Центральной криминальной полиции в команде с сотрудниками Департамента окружающей среды. Эта группа уже провела в середине этой недели "процессуальные действия с целью выяснить, были ли ложные сведения представлены Налогово-таможенному департаменту сознательно, чтобы освободиться от выполнения установленного в законе требования о доле биотоплива".
Сообщается, что подозрения пока никому не предъявлены, и следователи собирают доказательства, на основании которых можно будет установить, представило ли предприятие ложные сведения, а также по чьему распоряжению и по какой причине.
"Зеленый" переход – "не мытьем, так катаньем"
Началось все летом 2022 года, когда Департамент окружающей среды Эстонии обнаружил, что Olerex, "по всей видимости, не сможет успешно выполнить это требование в течение календарного года". Департамент окружающей среды неоднократно напоминал предприятию об этой проблеме, но по состоянию на 20 декабря 2022 года объем выполнения Olerex этого требования составил всего около 1%.
А 30 декабря 2022 года в Эстонию прибыл танкер с грузом топлива для компании Olerex, и Департамент окружающей среды поспешил взять пробы и выяснил, что "это обычное зимнее дизельное топливо". Но прошло две недели, и компания Olerex представила Налогово-таможенному департаменту данные о том, что на танкере было доставлено биотопливо HVO (гидрированное растительное масло), с учетом которого доля биотоплива в продажах Olerex составила бы за год 7,51%. На этом факте за предприятие взялись основательно.
По словам прокурора Лыунаской окружной прокуратуры Герда Раудсеппа, "собранные доказательства указывают на то, что Olerex представила ложные сведения, но более точные обстоятельства будут выяснены в ходе уголовного производства": "Если подозрение окажется верным, то мы имеем дело с преступлением. Поскольку предприятие неоднократно получало предупреждения, то Olerex была осведомлена о том, что в случае невыполнения требования ее может ожидать штраф в размере до 10 миллионов евро. Целью представления ложных данных могло быть желание избежать возможного штрафа, однако это предположение мы проверим в ходе производства по уголовному делу".
10 миллионов евро уже встречались в прошлом
В июне 2015 года к компании Olerex у властей и СМИ Эстонии наблюдалось особо повышенное внимание. Связано оно было с тем, что Olerex приобрела 100% акций Lukoil Eesti AS, которая заканчивала свою деятельность в эстонии в связи со сложившейся политической обстановкой. В результате сделки с российским топливным предприятием Olerex превратилась в крупнейшего продавца топлива на эстонском рынке.
Владельца Olerex Антти Моппеля журналисты закидывали провокационными вопросами, пытаясь выяснить, насколько глубоки связи эстонской компании с российским бизнесом. А тот заметно уклонялся от подробных ответов, подавая ограниченную, но, следует признать, вполне достаточную информацию.
При этом фигурировала цена активов Lukoil в районе 40 млн евро и собственный капитал Olerex около 10 млн евро. По словам Антти Моппеля, для приобретения активов Lukoil его компании пришлось использовать как собственный капитал, так и заемный.
Российский Lukoil не дает покоя конкурентам
Тогда же в июне 2015 года эстонские журналисты решили покопаться в делах Olerex с целью вскрыть подноготную ее отношений с российским предприятием Lukoil – на фоне событий в Крыму и Донбассе эта идея представлялась крайне важной. Отмечалось также, что российское предприятие на фоне событий в Крыму и Донбассе столкнулось еще в 2014 году с организованным украинцами и поляками бойкотом своих АЗС.
Помимо бойкота, на решение руководства Lukoil продать активы в Европе повлияли также санкции, принятые Евросоюзом и США в отношении российских предприятий. По информации издания РБК на то время, президент Lukoil Вагит Алекперов "признал, что санкции Запада повлияют на бизнес "Лукойл", что его компания инвестировала в международные проекты около 20 млрд долларов США, что продажа сетей станет оптимизацией бизнеса и минимизацией рисков, связанных с санкциями ЕС и США".
Эстонские журналисты выяснили, что "24 апреля 2015 года холдинговая компания AS Aqua Marina, владеющая активами топливной сети Olerex AS, купила у Lukoil Europe Holdings BV 100% акций AS Lukoil Eesti", а "11 августа 2014 года Lukoil и австрийская AMIC EnergyManagement GmbH (AMIC) подписали соглашение о продаже 100% акций "Лукойл-Украина", которой в свою очередь принадлежат 240 АЗС и 6 нефтяных нефтебаз в Украине". Также российский Lukoil подписал соглашения о продаже своих активов в Чехии, Словакии и Венгрии с компаниями MOL Plc. и Norm Benzinkut Kft.
Что же касается Olerex, то, по словам Антти Моппеля, "покупка акций Lukoil стала стратегическим шагом, который даст толчок к росту Olerex". А эстонских журналистов волновало следующее: "В данном случае можно задаться вопросом не только о том, где Olerex взяла средства, но и почему акции продали именно этой компании, а не Neste, например, или Statoil. Alexela Oil не проявляла интереса к покупке Lukoil, так как финансовые возможности компании и экономическое положение в Эстонии не позволяют этого, сказал директор компании Айн Куузик, удивившись, как это оказалось под силу компании Olerex".
Правило Эстонии: cherchez la... Russia
Мастера журналистских расследований и пера пришли к следующим выводам. Сделка Olerex была профинансирована "третьими лицами", поскольку, если бы деньги на нее дали банки, это было бы известно: "Если же собственники сети Olerex не называют источника финансирования, возникают подозрения, что он не вполне обычный".
Следовательно, предположили авторы расследования, "приобретение акций компанией Olerex может быть "формальным", а фактически контроль за ними сохранит российская материнская компания "Лукойл". В этом случае она и предоставила финансирование".
Еще один источник финансирования расследователи усмотрели в возможном наличии у владельца Olerex "собственных запасов, не отраженные в отчетности", которые "могли, например, образоваться от сделок с топливом, заключавшихся с топливными мошенниками".
При этом никаких доказательств мошенничества Olerex не имелось, а домыслы выстраивались лишь на том, что Olerex имела "операции с фирмами налоговых мошенников, которые были осуждены".
Кто знает, возможно, власти Эстонии и конкуренты Olerex до сих пор жаждут найти повод расправиться с компанией, за которой подозревают неполиткорректное отношение к эстонским реалиям, теперь еще и в связи с "зеленой" революцией. Примечательно, что указанный штраф, который могут наложить на компанию, странным образом напоминает сумму, фигурировавшую как собственный капитал эстонского предприятия Olerex в стратегическом шаге – покупке активов Lukoil.