А-та-та, Каллас! Президент Карис поставил на вид премьеру

Президент Алар Карис одобрил спорные законопроекты, но в то же время предостерег премьер-министра Каю Каллас от злоупотребления увязыванием голосования по ним с вопросом доверия.

Во вторник, 27 июня, эстонские СМИ сообщили, что президент Эстонии Алар Карис объявил о подписании восьми законопроектов, недавно принятых Рийгикогу, среди которых – легализация однополых браков, различные повышения налогов и сокращение семейных пособий.

То есть эстонский лидер не стал спорить с правящей коалицией относительно правомочности и самих законов и того, в каких условиях и как их продавили в парламенте. "Перед собранием совета по гособороне я подписал восемь законов, принятых Рийгикогу. Этими законами были приняты фундаментальные решения. Они касаются регистрации брака, гособороны и налогов", – отчитался эстонский президент. И добавил: "Такие сложные решения парламент и должен принимать, а также нести за них ответственность. Оценки политикам дают граждане. Моя задача как президента состоит в том, чтобы защищать Конституцию. Ядром нашей Конституции является парламентская демократия. Парламент должен быть местом принятия решений, стоящих перед страной".

Однако, чтобы совсем не отрываться от текущей обстановки в стране, Алар Карис продемонстрировал, что следит за ситуацией и в курсе противостояния между коалицией и оппозицией, – предостерег премьер-министра Каю Каллас от злоупотребления увязыванием голосования по законопроектам с вопросом доверия. Карис признал, что увязывание такого количества законопроектов с вопросом доверия правительству у него вызывает сомнения: "Конституция предоставляет такую возможность, но вопрос в том, когда ее использование заходит слишком далеко".

Президент отметил, что если правительство начнет увязывать все законопроекты с вотумом доверия, то такая ситуация явно противоречит Конституции и будет означать нивелирование парламентской демократии. При этом Карис упомянул недавнее решение Госсуда и подчеркнул, что в нем также содержится предупреждение как о злоупотреблении вотумом доверия, так и об обструкции: "Госсуд подчеркнул также, что до сих пор неясны пределы допустимой обструкции. Именно из-за этой неясности последние месяцы были такими бурными в нашей государственной жизни. Такая правовая путаница, с которой мы столкнулись, должна оставаться исключительной".

По словам Кариса, границы допустимой обструкции должны быть более точно определены самим парламентом, иначе другие ветви власти будут слишком сильно вмешиваться в деятельность парламента: "Если правительство будет продолжать использовать возможность увязывать законопроекты с вопросом о доверии, это, конечно, не выход. Я не намерен терпеть такое – тем более сейчас, когда у нас есть возможность принять позицию Госсуда как руководство к действию и в свете этого уточнить права депутатов".

Президент согласился с тем, что "оппозиция может временно препятствовать работе Рийгикогу, но не бесконечно". При этом "у парламентского меньшинства и в будущем должна оставаться возможность препятствовать и контролировать деятельность большинства". Карис подчеркнул, что такая деятельность может мешать, но "такая возможность – неотъемлемая часть парламентской демократии, и правительство должно принять это".

"Принятие законопроекта не может быть связано с вопросом о доверии только потому, что правительство считает законопроект срочным", – добавил Алар Карис.

Премьер-министр Кая Каллас не смолчала, а ответила Алару Карису – "все законопроекты были приняты в соответствии с Конституцией, и правительство увязывало законопроекты с вопросом доверия только в случае обструкции": "Мы не увязываем ни один проект с доверием, если нет обструкции, и мы не делаем этого в первую очередь. Просто единственный инструмент против обструкции – это увязать законопроекты с вопросом доверия".

В итоге спор повис в воздухе. Каллас настаивала на том, что нельзя "неумеренно прибегать к обструкции, поскольку в выборах не будет смысла, потому что правительство не сможет реализовать свою программу".

При этом цели и задачи оппозиции, также избранной эстоноземельцами; целесообразность указанной программы правительства для Эстонии и ее народа; суть однобокой политики нынешнего правительства; отсутствие народного мандата у правительства на многие продавленные законы вообще не были упомянуты ни президентом, ни премьером.