Конкуренты ловят возможность расправиться с владельцем экс-активов Lukoil

Продавцы топлива в Эстонии с нетерпением ждут расправы над компанией Olerex, которая находится под следствием в связи с тем, что не соблюдает "зеленые" правила.

В среду, 9 августа, эстонские СМИ сообщили о том, что местные конкуренты топливной компании Olerex, приобретшей в свое время лакомый кусок – активы ушедшей из Эстонии российской компании Lukoil, с нетерпением ждут окончания расследования по делу о нарушениях "зеленых" правил.

Напомним, в июне стало известно, что Центральная криминальная полиция взяла в разработку топливную компанию Olerex в связи с подозрением, что та подает ложные сведения Налогово-таможенному департаменту Эстонии относительно выполнения требования добавлять биотопливо в продаваемое потребителям моторное топливо.

На сегодняшний день расследование продолжается, и Департамент окружающей среды отказывается давать какие-либо комментарии. А конкуренты Olerex крайне нервничают – из-за денег в первую очередь.

Так, руководитель отдела энергосбыта топливной компании Alexela Тармо Кярсна признался, что все продавцы топлива в Эстонии с нетерпением ожидают решения – "если о проблеме известно с начала года и процесс тянется так долго, необходима правовая ясность в вопросе о том, является способ действия Olerex допустимым или нет": "Если они действовали так, как это было представлено общественности, то у них есть значительное ценовое преимущество. Если они продолжат действовать по той же схеме, то у них будет явное преимущество перед другими".

По словам Кярсны, "ценовые предложения Olerex ниже на столько же, сколько стоит выполнение обязательства по биотопливу"; "другим потенциальным риском можно считать появление так называемого отмытого российского дизельного топлива, которое предлагается на мировом рынке по низкой цене".

Представляющее интересы топливного предприятия Terminal адвокатское бюро Cobalt в лице своего главы Анники Пеэтсалу указало, что "производство должно быть завершено как можно быстрее и эффективно, поскольку речь идет о простом деле, и с установлением фактов и обстоятельств трудностей возникнуть не должно – необходимо установить, выполнил Olerex требования по биотопливу или нет". По словам Пеэтсалу, у Департамента окружающей среды не должно быть никаких препятствий для немедленного принятия решения.

При этом в Terminal вроде как есть данные, что "Olerex по-прежнему не выполняет обязательства по биотопливу". По словам Пеэтсалу, законом предусмотрены четкие альтернативы для выполнения этого требования: биодобавки в топливе, использование купленной на рынке статистики или продажа экологического топлива. Однако по продаваемым Olerex объемам не хватает статистики для выполнения обязательств по биотопливу. При этом "Olerex не продает необходимое количество экологического топлива, как того требует закон".

В итоге, уверена Пеэтсалу, "единственной законной альтернативой для Olerex является добавление биокомпонентов в продаваемое топливо": "Добавление биокомпонентов предполагает четкую маркировку топлива, продаваемого на АЗС, но на автозаправочных станциях Olerex ее нет. Логичный вывод – Olerex не соблюдает требования по биотопливу. По всей видимости, уже с 2021 года и до сих пор".

Как считать деньги в чужом кармане

Отмечается, что, по отзывам топливных продавцов Эстонии, заплатить штраф в размере 10 млн евро может оказаться выгоднее, чем выполнить требования по биодобавкам.

То есть нынешний размер штрафа, да еще в свете наказания конкурента, по мнению Тармо Кярсны, неактуален: "По оценкам, выгода Olerex сейчас составляет около 30 млн евро. Если заплатить 10 млн евро, то все равно останется 20 млн. Вместе с Обществом продавцов транспортного топлива мы предложили государству, чтобы штраф был привязан к гигаватт-часам, в таком случае он был бы пропорциональным. И наоборот, тем, кому не хватает нескольких тысяч литров для выполнения требования, не грозил бы штраф в 10 млн евро".

У Terminal такие же расчеты. По словам Пеэтсалу, "преимущество Olerex перед конкурентами составляет от 5 до 10 центов за каждый проданный литр топлива. Поскольку Olerex является лидером рынка и в прошлом году продал, по оценкам, 300–400 млн литров топлива, то его выгода благодаря невыполнению обязательства по биотопливу составила 30–40 млн евро".

Пентсалу подчеркнула, что "имея такое преимущество, можно нечестно завоевывать оптовых клиентов, которым конкуренты на топливном рынке не в состоянии сделать столь выгодные предложения"; что "в последние годы Olerex не инициировал снижения цен на розничном рынке, хотя, имея такое большое преимущество по расходам, она была бы в состоянии снизить цены для каждого клиента автозаправочной станции".

Кровожадность настигает в момент расправы

На этом Анника Пеэтсалу не остановилась – мозг юриста предложил сразу же схему наращивания наказания. То есть "необходимо предъявить обвинения по уголовному делу и направить его в суд с привлечением в качестве пострадавших всех участников рынка, которые в дальнейшем в рамках этого процесса могли бы предъявить гражданские иски о возмещении ущерба": "Предприятию Olerex в какой-то момент придется тем или иным образом компенсировать остальным участникам рынка ущерб, причиненный в результате нарушений".

Нарушения, правда, еще не установлены. Однако Пеэтсалу для себя все решила: "Кроме того, если будет установлено, что нарушения имели место, лицензия на деятельность Olerex должна быть отозвана, а во избежание дальнейшего ущерба ее действие могло бы быть приостановлено на время разбирательства уже сейчас. Реальные бенефициары также должны быть наказаны, включая шоковое тюремное заключение, конфискацию всего незаконно полученного имущества и все прочие возможные меры".

Озвучив свои фантазии, представитель Terminal пошла дальше: "Если правоохранительные органы Эстонии не будут серьезно реагировать на подобные нарушения, то пострадает и эстонское государство, а вместе с ним и налогоплательщик, поскольку государство также может быть наказано за невыполнение или недостаточное выполнение требований ЕС"; "если к Olerex не будут применены эффективные санкции, для участников рынка это станет четким сигналом, что соблюдение обязательства по биотопливу не имеет большого значения и что всем проще и дешевле не соблюдать его взамен на легкое наказание".

Более того, Пентсалу предположила, что если с Olerex не расправиться, то доля рынка компании может вырасти за счет других участников. Однако пока ни полиция, ни включенные в расследование ведомства свои решения и данные не представили. И столь кровожадные требования конкурентов Olerex приобретают нехороший оттенок – попытку уничтожить конкурента, воспользовавшись ситуацией.