В пятницу, 17 ноября, эстонские СМИ представили общественности мнение главы Банка Эстонии о состоянии экономики, призванное, судя по всему, что-то важное объяснить эстоноземельцам. Так, глава банка Эстонии Мадис Мюллер заявил, что экономика Эстонии находится не в глубоком кризисе, а в состоянии стагнации, то есть состояние эстонской экономики сейчас плохое, но все же не катастрофическое.
И в качестве позитивного момента Мюллер отметил замедление роста цен: "Действительно, мне хотелось бы надеяться, что период быстрой инфляции остался позади. Вопрос в том, насколько быстро мы сможем добиться улучшения экономической ситуации".
Отмечается, что в своем последнем осеннем прогнозе Еврокомиссия предрекла Эстонии экономический спад в 2,6%, который станет самым большим в Европейском союзе. На этом фоне Мюллер заявил, что в последние кварталы экономика Эстонии находится в состоянии стагнации, поэтому говорить о глубоком кризисе нельзя.
"На самом деле, перспективы текущей экономической ситуации во всей Европе не очень хорошие. Но на этот раз мы находимся в относительно худшей ситуации именно потому, что нашими основными целевыми рынками являются те, где падение было несколько более серьезным. Если посмотреть на цифры падения экономики, то в течение почти полутора лет мы имеем дело с умеренным снижением объемов экономики. Если посмотреть на показатели за последние три квартала, то мы фактически застыли на месте, поэтому следует говорить не о глубоком экономическом кризисе и спаде, а о ситуации стагнации", – сказал глава Банка Эстонии.
Помимо этого, Мадис Мюллер констатировал появление сравнительно новых проблем – "спад экспорта и промышленного производства", а также снижение розничных продажах, которое "свидетельствует об ухудшении экономического положения семей".
По словам Мюллера, экономическое развитие Эстонии во многом зависит от того, насколько хорошо идут дела в других странах, но это, конечно, не означает, что эстонцы должны просто ждать и надеяться на лучшее: "Нужно и самим проявлять активность. Этим, конечно, занимаются и сами предприниматели, ища новые рынки вместо тех, где ситуация хуже и заказов меньше. Что касается правительства, то я не думаю, что сейчас мы находимся в ситуации, сравнимой, скажем, с кризисом, вызванным пандемией COVID-19, когда правительство финансово поддержало компании".
При этом Мюллер подчеркнул, что предприниматели в настоящее время ожидают не финансовой поддержки или субсидий от правительства, а стабильности и ясности экономической среды: "Сейчас в воздухе витает множество налоговых изменений, и, возможно, более серьезная проблема, чем уже объявленные налоговые изменения, заключается в том, что еще может быть сделано. Правительство уже заявило, что, вероятно, это еще не все".
В последнее время немало было сказано о заметном снижении конкурентоспособности эстонских предприятий-экспортеров на международной арене. Мюллер также коснулся этого вопроса, назвав его "основным вопросом, которым следует заняться". "Конечно, этим занимаются сами компании. Также в центре экономической политики правительства сейчас должен стать вопрос о том, как обеспечить сохранение нашей конкурентоспособности", – сказал Мадис Мюллер.
И отметил, что в числе проблем для местных компаний не на последнем месте стоит быстрый рост издержек, поскольку "по сравнению с более крупными и богатыми странами Европы", Эстония столкнулась с более высокой инфляцией. Для компаний, в числе прочих издержек, рост зарплат сотрудников, являющийся благоприятным для населения, самим предприятиям увеличивает расходы.
Также немаловажной темой, заслуживающей особого внимания правительства, Мюллер назвал "энергетическую политику и инвестиции в возобновляемые источники энергии". А это, по понятным причинам, не может не затрагивать проблемы государственного бюджета, который уже продолжительный период времени трещит по швам.
Мюллер отметил, что споры по поводу госбюджета вызывают определенную обеспокоенность: "Очевидно, что доходы и расходы государства совершенно не сбалансированы. По всей видимости, государству придется каждый год брать кредит в размере миллиарда евро, а может, и больше, что отнюдь не дешевое удовольствие, особенно при нынешних процентных ставках".
По словам Мюллера, внеочередное повышение пенсий, увеличение семейных пособий, индексация, быстрый рост зарплат учителей, спасателей и полицейских, а также изменения в законе о подоходном налоге, которые означают дополнительное давление на государственный бюджет, – все это необходимо. Однако, считает глава Банка Эстонии, следует понимать, что "кто-то должен за это платить, то есть придется повышать налоги".
Следовательно, заключил глава эстонского регулятора, "очень болезненные дебаты" о наращивании поборов с населения "действительно необходимо провести". Но, что примечательно, Мюллер ни словом не заикнулся о том, что немалая доля госбюджета уже ушла и продолжает уходить под теми или иными расходными статьями на поддержку киевского режима, а не на повышение благосостояния собственно Эстонии.