На первый взгляд, дела движутся семимильными шагами. ЭПЦ МП представила рассчитанные на два этапа предложения по ослаблению влияния Московского патриархата и отделению от него. В первую очередь планировалось изменить действующий устав. На втором этапе начнутся консультации с Эстонской апостольско-православной церковью, чтобы найти пути объединения всех православных.
Однако, по словам канцлера министерства внутренних дел Тармо Мийлитса, "церковь не в полной мере оправдала ожидания государства". Что имеет в виду высокопоставленный чиновник?
Разделить паству и пастыря
Президент Алар Карис и другие первые лица страны убеждены: в Эстонии должно полностью исчезнуть влияние Московского патриархата. Последний депутаты Рийгикогу (парламента) объявили институтом, поддерживающим спецоперацию России на Украине. Все связанное с одобрением СВО категорически не приветствуется.
К тому же правящих серьезно беспокоит попытка ЭПЦ МП по-прежнему опираться на выданный Патриархом Алексием II в 1993 году Томос – это изданный Священным Синодом документ, провозглашающий или восстанавливающий автокефалию либо автономию поместной церкви.
Как подчеркнул канцлер МВД Мийлитс, цитируем его письмо в адрес ЭПЦ, "документ противоречив по своей сути. С одной стороны, он формулирует административную независимость. С другой предусматривает обязательство действовать в соответствии с постановлениями Священного Синода Московского патриархата, с указами Патриарха Московского и всея Руси".
У Таллина сложные отношения с главой русского православия Патриархом Кириллом. Последнему запрещен въезд в страну. "Патриарх является одним из крупнейших носителей и сторонников идеологии современной России", – пояснил решение экс-глава МВД Магнус Цахкна. Он призвал другие страны также запретить Кириллу въезд.
В порядке информации, сообщим: в 2013 году "носитель и сторонник идеологии современной России" не только посетил Эстонию, побывал в Таллине и в Нарве, но и встретился с тогдашним премьер-министром Андрусом Ансипом и спикером парламента Эне Эргма. Представьте себе, программа трехдневного визита Патриарха ни у кого не вызвала отторжения, а СМИ освещали поездку самыми торжественными словами.
Тональность публикаций изменилась на прямо противоположную, едва стало известно о запрете на въезд в страну. А после того, как лишили вида на жительство и выгнали главу Эстонской православной церкви Московского патриархата митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения (безосновательно назвали угрозой безопасности), пресса будто с цепи сорвалась. Дня не проходило без обвинений в адрес православных иерархов и мирян.
Уничтожить церковь под политическим предлогом
Под давлением государства совет ЭПЦ МП в конце августа принял новый устав, из которого убрал ссылку на Московский патриархат, и заявил о желании принять иное название – "Эстонская Православная Церковь". Викарий Таллинской епархии Даниил сообщил, что оно указано в Томосе Патриарха Алексия от 1993 года и волей-неволей сохраняются канонические связи с Московским патриархатом.
Церковь также обратилась в суд с требованием отменить заявление парламента, напрямую связывающее ее с конфликтом на Украине. В ответ Райво Кюйт из министерства внутренних дел напомнил, цитируем:
"Главная причина всей кампании по отказу православной церкви от влияния со стороны Москвы заключается в необходимости обеспечить безопасность Эстонии. Если влияние Москвы сохраняется, простая смена имени ничего не дает".
Споры заставляют думать о том, что доверия между церковью и государством, а точнее, между переговорщиками нет.
Кюйт подчеркнул, что Эстонская православная церковь в любом случае должна стать независимой от Русской православной церкви: "Если мы смотрим на ситуацию с позиции безопасности и того, что происходит в мире, то понятно, что Российская Федерация использует православную церковь как один из инструментов для того, чтобы оказывать влияние на ближайшее окружение".
Однако на вопрос, каким именно образом церковь может нести прямую угрозу безопасности Эстонии, чиновник ответить не сумел.
Как справедливо оценил политику Таллина епископ Даниил, можно ли осуждать то, что может быть предпринято когда-то? "Если преступление совершено – для него есть соответствующие пункты закона, и оно наказуемо. А если сейчас считают, что когда-то в будущем что-то может быть совершено и уже сейчас начинают за это наказывать, то это сомнительная и не присущая правовому государству практика", – заметил он.
По словам священнослужителя, происходящее "не внушает особого оптимизма. С осени прошлого года риторика постоянно становится все острее и для нас все болезненнее. Православные Эстонии очень надеются на лучшее, но готовятся к худшему".
Содомский грех как норма
Думается, российская СВО приплетена к делу по случаю, а первопричина желания эстонского руководства вывести местных православных из-под влияния Московского патриархата кроется в ином.
Когда в 2022 году депутаты парламента решили легализовать однополые браки, эстоноземельцы, даже священники, молчали, хотя далеко не всем идея пришлась по душе. Один лишь митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений категорически выступил против: "Мы не должны принять содомский грех как норму".
В прологе официального обращения к депутатам парламента митрополит подчеркнул:
"Церковь всегда стремилась, чтобы ее члены имели верные ориентиры, старалась защитить свою паству и через это все общество от подмены духовно-нравственных ценностей, поскольку все мы друг с другом связаны. Как грех, так и добродетель любого человека имеет влияние на окружающих его людей".
Митрополит писал, что христианские нравственные принципы, зафиксированные в Библии, легли в свое время в основу европейского законодательства, и, как он утверждает, во многом именно это позволило европейским странам последовательно развиваться и иметь относительную стабильность.
"А на библейских примерах и на примере некогда великой Римской империи мы видим, как пренебрежение нравственными принципами существования человеческого общества и возведение в норму тех явлений, которые по своей сути являются греховными и противоречащими замыслу Бога о человеке, привели в итоге к деградации общества и падению государств. Об этом нас также многократно предупреждает Священное Писание".
Владыка считает, что легализация однополых браков может усилить тенденцию среди молодежи к сознательному отказу от рождения детей в обмен на карьеру или жизнь, свободную от семейных обязательств. Вознося молитвы, в Эстонии православные священники Московского патриархата подчеркивают: рождение человека естественно вследствие единения мужчины и женщины. Это единение, благословенное Богом и акцептованное обществом, и является браком.
Митрополит сослался и на слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который сетовал:
"Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело".
Кому в Эстонии могут нравиться честные слова гражданина иного государства, тем более России? Никому, разумеется. Все последующие события стали защитной реакцией аморальных представителей власти, за спинами которых стоит мощное международное ЛГБТ*-лобби.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
*Движение признано в России экстремистской организацией и запрещено.