В Эстонии языковые требования к призывникам, необходимые с 2026 года, не соответствуюют Конституции республики, сообщила канцлер права Юлле Мадизе.
Поправка в Закон о службе в Силах обороны подразумевает, что в будущем на срочную службу не будут призываться молодые люди, владеющие эстонским языком на уровне ниже B1.
По словам Мадизе, она нарушает принцип равного обращения, закрепленный в статье 12 Конституции. "Президент [Алар Карис] не провозгласил закон о внесении поправок в Закон о службе в Силах обороны и связанные с этим поправки в другие законы и вернул его в Рийгикогу для повторного обсуждения и принятия решения", – напомнила она.
Свою критику высказывал и бригадный генерал в отставке Урмас Роозимяга: он признался, что практически не говорил на эстонском языке, когда пришел в армию:
"Там я заговорил за три месяца, потому что нужно было объяснять, что я не верблюд и не виноват. И оно как-то само собой пошло. Понимать, что от меня хотят – я сразу понимал, но чтобы начать говорить самому, ну, наверное, два месяца у меня ушло, пока ушел этот барьер, боязнь делать ошибки и так далее".