Языковой барьер и депрессия: у эстонской армии нашлись неожиданные враги

Под первый удар российской военной "кувалды" эстонские генералы планируют подставить "качественных солдат" из числа призывников, многие из которых страдают психическими расстройствами.

Власти Эстонии, которые готовят население к тому, чтобы защищать всю Европу от некой потенциальной агрессии "восточного соседа", получили неприятные известия: заниматься этим, по большому счету, некому.

Как сообщила глава Департамента оборонных ресурсов Ану Раннавески, лишь каждый второй юноша призывного возраста пригоден к военной службе, а психические расстройства распространены повсеместно. Генералы серьезно обеспокоены, выбор весьма скуден.

Призыв под угрозой

Но, словно этого мало, свинью подложили депутаты Рийгикогу (парламента). Они чуть было не обрушили систему очередной идеей – не призывать в вооруженные силы тех, кто слаб в знании эстонского языка.

Националисты, до смерти напуганные успехами российской армии на Украине, в ноябре приняли законопроект о внесении поправок в Закон о службе в Силах обороны. Согласно документу, на срочную службу планировалось призывать только хорошо (в исключительных случаях – сносно) владеющих эстонским языком, а остальных – отсеивать.

Странно, но недостаточно хорошо владеющих госязыком в Эстонии по-прежнему очень много. Куда смотрят в Министерстве образования – вопрос отдельный. Хотя за время срочной службы многие улучшают владение языком, армия предназначена вовсе не для этого.

К счастью для генералов, глава государства Алар Карис закон не провозгласил, и офицеры-рекруты продолжили движение по наезженной колее. Глава Генштаба генерал-майор Вахур Карус (отвечает за укомплектованность подразделений и частей) доволен. Впрочем, так просто сдаваться парламентарии не собираются.

Но Раннавески, чей департамент поставляет в войска "человеческий материал", не скрывает разочарования.

"Хвалить особенно нечего, – заявила она в интервью журналу "Солдат" (Sõdur). – Только около половины призывников сразу проходят оценку состояния здоровья и соответствуют установленным требованиям, позволяющим справляться со службой".

"Около четверти автоматически признаются непригодными. В отношении последних 25% мы решаем – предоставить ли отсрочку, например для лечения какого-то заболевания, или в итоге причислить парней к группе соответствующих медицинским требованиям", – пояснила она.

Чаще всего у новобранцев выявляют психические расстройства – например, расстройства адаптации, тревожность и депрессия, продолжила Раннавески. Она напомнила, что в 2026 году вместо 4 тысяч человек в солдаты забреют лишь 1200. Изменятся и сроки призыва: если прежде в армию призывали в январе, июле и октябре, то в текущем году и впредь это будет происходить только зимой и летом.

Отчаянные меры

Командованию эстонской армии, учитывая международную обстановку, требуется как можно больше солдат. Поэтому на срочную службу все же принимают тех, у кого имеются легкие поведенческие и психические расстройства. По мнению генерала Каруса, такие недуги "хорошо поддаются лечению, поскольку в войсках таким людям оказывают поддержку социальные работники и психологи".

К сожалению, физическая культура и спорт у молодежи не в приоритете. Лишь треть призывников способна выполнить общие физические нормативы. Однако новобранцев быстро доводят до кондиции. С другой стороны, по словам представителей Генштаба, выручают практически каждый год обновляемые медицинские требования. В том смысле, что "требования в первую очередь функциональные: если ты нормально справляешься с повседневной жизнью, то сможешь справиться и со срочной службой".

"Все говорят, что дрон – это мощно, дальнобойные огневые средства очень эффективны, авиация и все прочее – это здорово, но в итоге кто защищает нашу территорию? Земля, на которой стоят ноги эстонского солдата, принадлежит Эстонии. Если кто-то захочет покуситься, отнять, ему придется убрать с пути эстонского солдата. В конце концов все сводится к простому пехотинцу", – пояснил генерал-майор Карус.

Вот еще один перл от теоретика современного сухопутного боя. По мнению Каруса, если Россия сконцентрирует на восточной границе Эстонии достаточно сил, она сможет очень быстро "устроить небольшую авантюру".

Из этого он сделал шедевральное заключение: "Нам нужны войска, способные принять на себя первый удар русской "кувалды". У нас есть один ресурс для этой цели, до сих пор не использованный – наши срочники. Это умные, предприимчивые, инициативные молодые люди, которых мы должны активнее задействовать в поддержании нашей повседневной боевой готовности".

Зря, конечно, генерал рассчитывает на вчерашних школьников, да еще тревожных или депрессивных. Это все равно, что пытаться сломать ту самую кувалду хрустальной вазой. Кувалде все равно, а собрать осколки не получится уже никогда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.