Таллин трещит по швам: президент и глава МИД не поделили внешнюю политику

© AP Photo/ Yuki Iwamura

В Эстонии обострился конфликт между президентом Карисом и главой МИД Цахкной. Ходят слухи, что Карис советовал премьеру убрать министра. Разногласия касаются Украины, переговоров с РФ и ядерного оружия.

Далеко не в каждой стране и не каждый день глава государства советует руководителю правительства сменить министра иностранных дел, с которым стало "сложно работать". Однако в коридорах эстонского парламента шепчутся именно об этом: президент Алар Карис 11 февраля в Кадриорге якобы порекомендовал премьер-министру Кристену Михалу расстаться с главой МИД Маргусом Цахкной.

Беседа проходила с глазу на глаз, однако у стен президентской резиденции, как выясняется, имеются чуткие уши. Глава парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон отмахивается – "не доводилось слышать о такой рекомендации". Зато председатель партии "Отечество" Урмас Рейнсалу утверждает, что получил информацию "от одного из членов парламента".

Пресс-секретарь канцелярии президента Эпп-Маре Кукемельк называет скандальную новость "вбросом": по ее словам, на встрече Кариса и Михала шла речь о помощи Украине, "а все остальное – преувеличения". Директор по коммуникациям кабинета министров Кадри Пеэтерсоо присовокупила, что "премьеру нечего сказать или добавить к позиции канцелярии главы республики". Сам же глава МИД раздраженно отрезал: "Вопрос о моей пригодности для поста министра решает Рийгикогу или премьер-министр. Если у президента имеются такие планы, он напрасно тратит время".

Вопрос без ответа

В итоге сложилась двусмысленная ситуация: говорят многие, а толком сказать нечего. Спираль интриги попыталась раскрутить репортер национального телерадиовещателя ERR Мария-Анн Рохемяэ, спросив главу внешнеполитического ведомства в лоб: действительно ли президент может желать отставки министра иностранных дел? И если да, то каков мотив?

Цахкна оказался немногословен: "Мы тянем одну веревку, как сказали бы наши финские собратья".

Извлечь какие-либо точные выводы из этой брошенной на ходу реплики сложно. У автора данного текста внятного ответа тоже не нашлось. Пришлось порыться в архивах – и они подсказали, что отношения Цахкны и Кариса остаются напряженными уже довольно давно.

В этот контекст частично вписывается и путаница с внешнеполитическими сигналами во время государственного визита президента Эстонии в Казахстан. Посол в Астане Яап Ора скандально рекомендовал Карису воздержаться от заявлений о поддержке Украины – тот так и поступил. Позднее МИД сообщил, что дипломат "добровольно решил уйти в отставку".

Министр Цахкна весьма критично отнесся и к высказыванию Кариса о Венгрии – о том, что "ее следует поддержать в момент выхода из энергетического соглашения с Россией, помочь ей оплатить возможные штрафы".

Последние разногласия между двумя государственными деятелями возникли в феврале – после интервью Кариса зарубежным СМИ. Хозяин Кадриорга заявил (цитата): "Представитель Европейского союза наряду с США, Украиной и Россией должен участвовать в переговорах о прекращении войны".

Главу МИД особенно возмутила фраза: "Украина в какой-то момент должна сама принять решение о возможной передаче части своей территории России". Выступая на парламентском часе, министр подчеркнул: говорить подобное недопустимо.

Президент в долгу не остался. В Милане он заявил прессе: "Внешняя политика Эстонии едина. Если министр иностранных дел не понимает высказываний президента, президент на правах старшего и более мудрого товарища всегда готов дать разъяснения".

Ответный удар последовал незамедлительно. Глава внешнеполитического ведомства раскритиковал гаранта Конституции, заявив, что внешнюю политику нельзя превращать в площадку для "академических рассуждений":

"У меня и у всего дипломатического корпуса нет никакого желания на международной арене отвечать на вопрос, не отходит ли Эстония каким-то образом от поддержки Украины. Это абсолютно не в наших интересах".

Заявления не по чину

Хотя Цахкна давно не посещал резиденцию Кариса, он не считает, что расхождения во взглядах на внешнюю политику связаны с дефицитом коммуникации. Не согласен глава МИД и с тем, что критика в адрес президента продиктована желанием повысить личный рейтинг. Он раз за разом повторяет: "Приоритетом является территориальная целостность Украины, и это краеугольный камень внешней политики Эстонии".

На этом фоне Карис подлил масла в огонь: хотим мы того или нет, все равно придется садиться за стол переговоров с российским лидером Владимиром Путиным. Цахкна отреагировал резко: "Цель нашей внешней политики не изменилась – оказывать давление на Россию и поддерживать Украину".

У официального Таллина действительно есть четкая внешнеполитическая линия, о чем постоянно говорится на разных форумах и с разных трибун: только военная победа Киева и работа всех жителей Эстонии на ее благо. Тезис зафиксирован в программах практически всех политических партий. Однако времена имеют свойство меняться, и игнорировать этот фактор бессмысленно.

Возможно, позиция Кариса в перспективе окажется для государства более актуальной, чем линия Цахкны. Последняя была хороша при администрации Джозефа Байдена, но при Дональде Трампе глава эстонского МИД явно не вписывается в когорту "нужных для Белого дома политиков".

К тому же министр нередко говорит много и невпопад – словно стремится выделяться ради самого факта. Например, не подумав, заявил: "При необходимости Эстония может разместить на своей территории атомное оружие союзников. В контексте ядерного противостояния Европе не следует отвергать наднациональное ядерное сдерживание".

В верхах НАТО эту реплику публично не прокомментировали, но, по имеющимся данным, встревожились всерьез. Подобными словами в альянсе бросаться не принято.

Время определяться

По данным опросов, президент Карис пользуется у эстоноземельцев заметно большей симпатией. В нем ощущается уверенная основательность. Что касается Цахкны, его манера придает внешнеполитическим посланиям Эстонии несколько комический оттенок.

Произнесенная 17 февраля в Рийгикогу ежегодная речь министра содержала вполне серьезную программу внешней политики, однако ему стоило бы выбирать более сдержанный тон. А еще лучше – предоставить микрофон канцлеру МИД Йонатану Всевиову, который, что ни для кого не секрет, и формирует крупные программные речи Цахкны.

"Он находится немного в другом регистре по отношению к патетическому тексту и нуждался бы в фоне из литавр и виолончели, чтобы заявления как-то сработали", – пошутил эксперт в области безопасности Меэлис Ойдсалу.

И действительно – есть нечто в тоне внешнеполитической коммуникации Эстонии и в самой манере Цахкны, что создает ощущение оторванности от реальности и привносит комизм даже тогда, когда речь идет о самых серьезных вещах. Например, о помощи Киеву.

Расположенное на площади Исландии внешнеполитическое ведомство отличается от иных правительственных структур определенным несоответствием между масштабом должности министра и его личной зрелостью. Когда политик такого уровня начинает рассуждать о размещении ядерного оружия, невольно возникает вопрос: то ли у него на мгновение "перегорели предохранители", то ли он ищет прикрытие для чего-то иного.

В любом случае сценарий, при котором в Эстонии появится ядерное оружие, нереализуем. А заявление главы МИД уже пошло и еще пойдет стране во вред.

В этом смысле Алар Карис предпочтительнее для налогоплательщиков хотя бы тем, что тщательно взвешивает слова, прежде чем их произнести. Появится другой президент – государство может многое потерять. Станет министром иностранных дел кто-то иной – Таллин не потеряет ничего.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.