В Литве даже самые авторитетные экономисты в шоке. Они в мыслях не допускали скукоживания ВВП в первые три месяца текущего года на 3,6%, о чем сообщила Вайва Шечкуте, аналитик Центробанка. Прогнозировалось от 0 до 0,5%, не более.
Виновного назначили быстро
Спад связывают с резким сокращением потребительских возможностей населения из-за роста цен, с нестабильной ситуацией в промышленности, особенно в химической из-за высоких цен на энергоносители, с сокращением экспорта, замедлениями в сегменте логистики и с другими минусами.
Пропагандисты-русофобы дали одно объяснение незавидному положению Литвы – Россия виновата. Кто, как не она, якобы, организовала продовольственный кризис, взвинтила цены на газ и нефть, своей спецоперацией вынудила перевести европейскую промышленность и логистику на полувоенные рельсы?
Ответить на элементарный вопрос, какое имеет отношение РФ к накопившимся долгам жителей, "говорящие головы" не сумели. Между тем литовцы в сумме задолжали государству и частным компаниям 365 млн евро. Если пересчитать на душу населения, каждый, включая младенцев и стоящих одной ногой в могиле стариков, должен 130 357 евро по состоянию на начало апреля 2023 года. Причем текущая финансовая зависимость на 6,8 млн евро больше, чем годом ранее.
В Литве по итогам первого квартала текущего года 12% жителей (более 330 тыс.) не могли себя прокормить, у 23% населения (почти 700 тыс.) не хватало денег на содержание жилья, оплату отопления и коммунальных услуг.
В отличие от русофобов, экономисты, в частности директор Creditinfo Lietuva Ауримас Качинскас, высокие цифры объясняют взлетевшими в 2022 году ценами на ЖКХ, автомобильное топливо, ростом банковских процентных ставок по кредитам, другими отрицательными факторами. Однако у Качинскаса и коллег нет рецепта, способного быстро вылечить больную страну.
Грешно смеяться над юродивыми
Рецессия, хотя представляет из себя всего лишь относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста, изрядно испугала литовских руководителей. Представители оппозиционных фракций Сейма жестко выступили единым фронтом: рекордный экономический спад предопределила философия правительства консерваторши Ингриды Шимоните, слепо доверяющей не слишком компетентным, но обладающим политическим весом министрам.
В ведомствах пытались защитить премьера. Миндаугас Лютвинскас из Минфина утверждал – его министерство продолжает придерживаться мнения о том, что показатель валового внутреннего продукта по итогам года окажется положительным, рост начнется во втором полугодии.
Обслуживающий интересы правящей консервативной элиты экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас отмечал: рецессия коснулась и области розничной торговли, до уровня 2021 года цены не снизятся, но потребители шире откроют кошельки, и рецессия, вероятнее всего, не перерастет в Литве в кризис. Что касается инфляции, экономист сделал свой прогноз – годовая инфляция будет всего 5%, не исключено, еще меньше.
"Те, чьи оптимистические прогнозы скандально не оправдались, сейчас опять обещают светлое будущее", – говорят социал-демократы и по мере проявления спада экономики призывают готовиться к трудным временам.
Соцдем Эугениюс Сабутис от имени партии ударил кабинет министров ниже пояса: "Официальный прогноз на 2023 год не подтвердился. Это означает, что применявшиеся и применяемые правительством меры по сдерживанию инфляции оказались нецелесообразными и неэффективными. Наблюдается один из сильнейших экономических спадов за последние пару десятилетий. Экономисты признают ошибки, но правительство демонстрирует олимпийское спокойствие".
Само собой не утрясется
Вице-спикер Сейма социал-демократ Юлюс Сабатаускас с парламентской трибуны припомнил двухлетней давности диалог с главой Центробанка, у которого народные избранники пытались выяснить, почему его прогнозы расходятся с фактами? Ответ раздался идиотский: прогнозы живут своей жизнью, факты – своей, но предприниматься ничего не будет, поскольку все само собой утрясется.
Не утряслось. Очевидно, что обществу немедленно должен быть представлен план кабмина по использованию государственных мер, нацеленных на обуздание стремительно выходящей из-под контроля ситуации. Однако плана нет и, судя по олимпийскому спокойствию правительства, до 1 июля точно не появится.
Больных вопросов между тем тьма. Среди них есть такие, которые без вмешательства Брюсселя решить невозможно. Например, несмотря на гарантии министра сельского хозяйства Кястутиса Навицкаса, литовские бизнесмены несут убытки из-за позиции Польши в отношении импорта и транзита сельскохозяйственной продукции с Украины.
Если верить главе Минсельхоза, существуют согласованные с Варшавой механизмы и предохранители. Возможно, на бумаге они есть, но на деле не работают. Польские таможенники неделями "парят" литовские фуры в отстойниках. Транзит от границы с Украиной до границы Литвы возможен только в составе конвоев в сопровождении дорожной полиции Rzeczpospolita Polska.
Ее ожидание в Люблинском воеводстве занимает от 4-5 суток до 10, рассказал журналистам оптовый покупатель Йонас Читавичюс: "Поляки делают все возможное, чтобы сельхозпродукция с Украины не попала в Европейский союз, значит, и в Литву".
По словам бизнесмена, Минтрансу и Минсельхозу ситуация известна, однако чиновники не предпринимают никаких шагов, ссылаясь на директивы ЕС. Документы Брюсселя предусматривают "зеленый" коридор для украинского экспорта. На деле коридора нет, но есть множество препятствий.
Ситуация с поставками украинского продовольствия – беда не единственная. Синхронизация электропередающих сетей Литвы с европейскими ради снижения себестоимости генераций – куда большая по масштабам.
"Европа сварит Россию на медленном огне, как лягушку", – любит повторять глава Минэнерго Дайнюс Крейвис, едва речь заходит об литовском "энергетическом острове" на востоке континента.
Но Брюссель пока не смог, образно говоря, даже кастрюлю для варки найти. Проблема не решается. Впечатление такое, будто чиновники ЕС издеваются над литовцами, свято поверившими в существование какой-то волшебной евросолидарности.
Беда Литвы в том, что все ее руководители в надежде на помощь "кого-то откуда-то" работать в интересах государства не желают. Даже такая фигура, как премьер-министр Шимоните.
Почти президент
Для чего Ингриде напрягаться, если правящие консерваторы ее уже пророчат в кресло президента в мае 2024 года? Как утверждают социал-демократы, включая председателя партии Вилию Блинкявичюте, президентство Шимоните "станет концом Литвы". Дело не в рейтингах, хотя они для премьера ужасны. Ее поддерживают по итогам апреля 24,3% населения, и доверие к главе кабинета министров еженедельно уменьшается.
Налогоплательщики недовольны как существующей реальностью, так и отсутствием в портфеле у руководителя правительства свежих амбициозных инициатив, готовности сменить министров, заваливших работу в зонах ответственности. Тем более, что список неудачников длинен – семеро из 14.
Как бы все озвученные шаги своевременны, но менее чем за год до старта президентской гонки 2024 года они премьер-министру Ингриде Шимоните не нужны, поскольку скорее навредят, чем помогут стать хозяйкой вильнюсской площади Дауканто.
А там "после нас хоть потоп".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.