Литовские делегации зачастили в Молдавию. С обитателями высоких кишиневских кабинетов гости обсуждают повестку европейской интеграции.
В конце июля из Вильнюса прилетел председатель парламентского комитета по иностранным делам Жигимантас Павиленис (Павильонис, с румынским акцентом написала официальная молдавская пресса. Видимо, посчитала, что фамилия произошла от французского pavillon – слово означает небольшую изолированную закрытую постройку, предназначенную для отдыха и развлечений).
Господин "Павильонис" обсудил со спикером Игорем Гросу политический диалог (стороны назвали его активным) и поддержку Литвой бывшей Молдавской ССР в ее стремлении вступить в ЕС. Гросу заверил – страна полна решимости начать переговоры с Брюсселем до конца 2023 года: "Мы осознаем, что предоставлен шанс присоединиться к истинно демократическим странам", – подчеркнул председатель молдавского парламента.
Точка зрения меняет суть
"Кишинев не остается с Москвой один на один", – в приступе почти религиозного восторга заявил президент Литвы Гитанас Науседа участникам саммита европейского политического сообщества. Считается, они направили России такой четкий сигнал, который невозможно трактовать двояко.
С другой точки зрения, еще в июне 2022 года ЕС предоставил Украине и Молдавии статус официальных кандидатов, но обе столицы не слишком продвинулись по намеченному пути, если не брать во внимание клятвенные заверения осуществить реформы и прочую болтовню.
Интеграция, по словам Науседы, означает гарантии и стабильность. Об этом же говорил Павиленису вице-премьер Олег Серебрян в контексте аспектов, связанных с приднестровской проблемой и региональной безопасностью в Черноморском бассейне. Например, правительство Молдавии объявило о денонсации договоров о военном сотрудничестве, заключенных в рамках Союза Независимых Государств (СНГ).
Страна выходит из соглашений политического и гуманитарного характера. Руководство действует явно не в интересах народа. Яркий пример деструктивной политики по свертыванию связей с СНГ – позиция министра сельского хозяйства, глав Минэнерго, Минэкономики, Минтранса, да и всего кабинета министров в целом.
Внутри государства официальный Кишинев занят расчисткой площадки от пророссийских политиков и партий, а под шумок и от условно пророссийских.
Буквально на днях был на три месяца продлен режим ЧП, действующий в республике с апреля 2022 года. Сторонники прозападной президентши Майи Санду затягивают все гайки, до которых только могут дотянуться.
Литва эти телодвижения воспринимает с восторгом. Похоже, в угаре русофобии в Вильнюсе не понимают всего ужаса даже косвенной помощи таким шагам, ибо если Молдавия станет второй Украиной, то Восточная Европа будет обречена на жесткое, возможно, военное противостояние.
Потому что искусством современной политики является не просто отстаивание своих интересов, но отстаивание собственных интересов с учетом интересов всех игроков. Главный интерес Вильнюса – максимально оттолкнуть Молдавию от РФ. Литва не только совершенно не учитывает интересы Москвы в регионе, она их не видит и видеть не желает.
Украинский проект – это, в том числе, и часть проекта Евросоюза под названием "Восточное партнерство". Но все, что делалось, делалось без учета интересов самого большого игрока, которым в данной схеме является Россия. Расширение НАТО на восток, расширение ЕС без учета позиции и интересов Москвы привело Европу туда, куда привело.
Если через кишиневскую призму глядеть на "У" как на страну, превратившуюся в деревянного солдатика, одержимого жаждой власти главного злодея Урфина Джюса, то нетрудно догадаться: молдаванам, перефразируя Игоря Гросу, предоставляется шанс стать в европейской семье Золушкой без перспектив на роскошную карету, туфельки и встречу с принцем.
Напыжившийся Вильнюс
Но официальному Вильнюсу безразлично будущее молдаван. У него своя игра. Переняв у Стокгольма проект "партнерства", литовской столице очень важно продемонстрировать западным кураторам результаты и свою состоятельность.
Сам проект давно разваливается. Из него выпала Белоруссия, Азербайджан и Армения поддерживают интерес чисто формально, ставка Литвы на Грузию с треском провалилась, Украине получила то, что заслужила. Осталась Молдавия, на которую сделана крупная ставка как на будущую антироссийскую витрину. К слову, что это за "партнерство" на востоке европейского континента, если изначально среди участников проекта нет самого влиятельного игрока в лице РФ?
Но в Литве никто никогда и не думает камуфлировать антикремлевскую заточку "ВП". Даже наоборот. Лозунг "Чем меньше России, тем больше США" давно стал для Вильнюса программным. Президенты Валдас Адамкус и Даля Грибаускайте безуспешно претворяли эту линую в жизнь, сегодня эстафету принял Науседа.
Если судить по стране "У", которая находится сами понимаете где, дела у главы Литовского государства на площадке отторжения бывших республик СССР от бывшего центра идут не блестяще.
К слову, в СНГ пока не видят угрозы выхода Молдавии из Содружества. Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев заявил об этом 3 августа перед началом очередного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества в Минске:
"У Кишинева есть объективные интересы народа и государства, которые диктуют необходимость сохранения членства в рамках Содружества Независимых Государств. В первую очередь речь идет о близких, плотных экономических связях. Экономическая зависимость от стран СНГ побуждает руководство страны оставаться в рядах Содружества".
Не дело солдатки указывать генералу, но существует такой постсоветский феномен, когда политика перечеркивает экономическую целесообразность. На этом Литва строит свою разрушительную работу. Лучший пример – опять же Незалежная: в угоду прозападной политике Киев оборвал 99% экономических связей с бывшими братскими республиками, побирается.
Что касается рассуждений "выход Молдавии из СНГ и гипотетическое свертывание связей со странами Содружества принесет неудобства и ущерб самой стране", это аргумент для трезвых и прагматичных. Одурманенные ему не внемлют.
Сами литовцы в 1990 году свято верили в рисуемые для них заокеанскими художниками иллюзии: через 10 лет – жизнь, как в Португалии, через 20 – как в Швеции, через 30 – как в Швейцарии. 33 года спустя Цюрихом, Женевой, Берном и Лозанной даже не пахнет.
В стране не осталось трудоспособного населения, промышленности, рыболовного флота, сельского хозяйства, медицины и всего другого, чем славилась и гордилась Литовская ССР. Того ли мы желали, сюда ли стремились, вопрошают подписанты Акта независимости от 11 марта 1990 года и бывшие переговорщики по вступлению в ЕС.
Кажется, Молдавию ожидает еще более печальная перспектива. Бывший СССР евроинтеграционные потуги Кишинева, конечно же, переживет. А для страны белого аиста эксперимент будет весьма болезненным. И поделом, поскольку давно сказано миру: бойся данайцев из Литвы, дары приносящих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.