В конце октября 79% депутатов парламента Литвы (всего в Сейме 141 человек) приняли поправки в "Закон о природном газе", которые предусматривают безоговорочное прощание с поставками СПГ из Российской Федерации не только через терминал в Клайпеде, но и любым иным путем.
Так поставлена точка в "сопротивлении Вильнюса газовой экспансии концерна "Газпром", его "дочек" и других поставщиков", чьи названия в зале заседания даже не упоминались.
Недлинная история борьбы
Если говорить об истории вопроса, нельзя не упомянуть, что импорт СПГ из РФ в Литву через терминал в Клайпеде приостановлен с марта 2022 года. С апреля был прекращен импорт российского трубопроводного голубого топлива в ответ на требование Москвы оплачивать поставки в рублях.
Литва по большой нужде стала первой потреблявшей российский газ страной Европейского союза, полностью отказавшейся от него. Министр энергетики Дайнюс Крейвис пафосно назвал событие "поворотной точкой в энергонезависимости государства", хотя цены на газ для предпринимателей и бытовых потребителей подскочили вдвое.
В результате крупнейшие в стране потребители газа химические концерны Achema и Lifosa начали работать с перебоями, а год спустя производители фосфорных удобрений решили остановить ставшее нерентабельным производство. Бытовые потребители, в свою очередь, погрязли в долгах.
Объем промышленного производства снизился на 1,8%. Производство основных фармацевтических препаратов сократилось на 45,4%. Производство нефтепродуктов снизилось на 28,2%, транспортного оборудования – на 8,3%, и 4,6%, древесины и изделий из дерева – на 7,2% и 10,5% соответственно.
"Внутренний литовский рынок испытывает изменения, сократившись более чем на треть в результате рекордных цен на газ", – признался глава оператора газотранспортной системы Amber Grid Гитис Фомининас.
Но кому интересны проблемы, касающиеся почти более 2,5 млн литовцев? Для власти это мелочи. Поэтому еще более пафосно, чем глава Минэнерго, выступил президент Гитанас Науседа, обожающий поучать партнеров по ЕС на примерах литовских сомнительных инициатив:
"У нас больше не будет российского газа. Много лет назад моя страна приняла решения, которые ныне позволяют без боли разорвать энергетические связи с агрессором. Если мы смогли – остальная Европа также сможет".
Страны ЕС оказались не согласны, поскольку, в отличие от литовской, их экономики напрямую зависят от российских поставок. Европа оказалась умнее и прозорливее, хотя комиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон и призвала страны сообщества прекратить закупки трубопроводного топлива. Кстати, весной текущего года из уст Симсон аналогичный призыв прозвучал и по отношению импорта СПГ. Но услышали его лишь самые бестолковые.
Тем временем прояснились пикантные детали. Несмотря на прежнее решение Вильнюса о "приостановке приема сжиженного газа с марта 2022 года", российское голубое топливо в Литву на две дегазационные установки стабильно ввозила польская компания Cryogas M&T Poland.
Этот факт был известен руководству республики, но его утаивали от общественности из желания "не дискредитировать политику энергетических ценностей", как подчеркнула заместитель министра энергетики Инга Жилене. Ее не опроверг менеджер по развитию бизнеса Cryogas M&T Poland в странах Балтии Марюс Симонавичюс, хотя и отказался от развернутого комментария.
То есть энергонезависимость на деле полтора года являлась липовой. Конечное слово оказалось за деньгами, которые не пахнут. По слухам, некоторая их часть прибылей оседала в карманах министра Крейвиса в обмен на молчание в интересах "политики энергетических ценностей". Так ли происходило, пусть разбираются прокуроры. Однако не верится, что отыщут концы. Результат поисков подсказывает и биография Крейвиса, в которой полно темных пятен.
Перспективы вчерашнего дня
Абсолютно непонятно, из каких краев придет газ в Литву после решения от 26 октября. Нет конкретики, никто в Вильнюсе ничего не говорит о поставках СПГ из альтернативных источников. Не исключено, что дело идет к полному отказу от импорта.
Не случайно через 10 лет после прежней дискуссии реанимировали тему добычи сланцевого газа. Помнится, в марте 2012 года президиум Академии наук Литвы одобрил выводы ученых о возможности его разведки на западе страны. Говорили об американской компании "Шеврон" как о потенциальном разработчике. Янки работали шустро, цинично, без церемоний и масштабных консультаций с представителями региональных общин, активно протестовавших против разработок запасов сланцевого газа. Вели себя в Литве так же, как грабили в своем время исконные земли американских индейцев.
"Увы, общественное мнение для властей ничего не значит, а идти против интересов американской компании, даже если ее усилия идут вразрез с интересами Литвы, правительство (2012-2016) социал-демократа Альгирдаса Буткявичюса не осмелится. Не сомневаюсь, что снова заговорят в коридорах власти: все протестующие – это коллаборационисты, действующие в интересах Востока. Не постыдятся даже самых гадких провокаций", – рассказывал 10 лет назад автору нынешней статьи председатель "Союза крестьян и зеленых" Рамунас Карбаускис.
Конкретной оказалась заруба, в результате которой америкосов выпихали вон. Но газа российского было вдоволь у Литвы, могла позволить себе перебирать харчами. А в нынешней ситуации повторить опыт 2012-2013 годов защитникам природы удастся вряд ли.
Тем более по слухам государство уже готовится изменить правовые акты, связанные с геологией, здравоохранением, природными ресурсами. Проще говоря, пересмотреть их в сторону послаблений с учетом будущей "грязной добычи". Тихой сапой дело катится к достижению новых идиотских рубежей в "политике энергетических ценностей".
Если добыча сланцевого газа на западе и юго-западе Литвы действительно начнется (пусть через 10 лет), в дураках вновь останется промышленность и рядовые потребители, поскольку даже трудно представить невообразимую цену одного кубометра. Сам собой возникает вопрос: с какой стати 26 октября 111 депутатов Сейма зарезали российскую курицу, с 1990 года исправно несшую золотые яйца?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.