Роб Бауэр: НАТО всегда готов к войне, тем более с Россией

© AFP 2024/ LEX VAN LIESHOUT

Адмирал НАТО Роб Бауэр, прикрываясь демагогией об обороне и безопасности, фактически признался в далеко идущих планах альянса по поддержанию состояния войны в целевых регионах.

Во вторник, 28 ноября, литовские СМИ опубликовали интервью с главой Военного комитета НАТО, адмиралом Робом Бауэром. В частности, Бауэр обсудил перспективу создания дивизии альянса в Литве, которую местные власти планируют иметь уже к 2030 году. Этот грандиозный проект во многом зависит от нынешнего финансирования обороны страны, и, как отмечается, полностью укомплектовать подразделение можно будет только через пять лет.

Отмечается, что в течение пятилетнего периода Литва должна будет обратиться к своим союзникам по НАТО за поддержкой в виде дальнобойной артиллерии, ракетной артиллерии, разведывательных или авиационных подразделений. Адмирал Роб Бауэр сказал в связи с этими планами, что союзники "могут обсудить это с Литвой", что при этом "у НАТО нет жесткого требования по созданию дивизии в Литве, но, конечно, было бы хорошо, чтобы в Литве была дивизия".

Власти Литвы в информационном пространстве заявляют, что "Россия мобилизует ресурсы для войны с НАТО". При этом в целом по Европе гуляет нарратив о том, что "после окончания интенсивных боевых действий в Украине России потребуется от шести до десяти лет для восстановления своих вооруженных сил", а потому НАТО надо в течение этого периода готовиться к грядущей войне с РФ. Причем, как сами себя настраивают западные игроки – к обязательной, неизбежной войне с Россией. И Роб Бауэр авторитетно заявил: "Альянс всегда готов".

И дополнил это заявление непременным заявлением о якобы миролюбивом характере НАТО: "Это наш долг, поскольку мы – оборонительный альянс".

Далее адмирал фактически поведал, как Запад привел мир к текущим множественным конфликтам: "В 2018 году НАТО приступил к работе над новой военной стратегией. То, что было разработано, увидело свет в 2019 году – это военная стратегия, основанная на угрозах, а угроза – это и Россия, и террористические группы".

Оправдательным аргументом Бауэр избрал утверждение, которое уже не раз развенчивало руководство РФ как лживое: "Это было серьезное изменение в мышлении, потому что долгое время, почти 20 лет, НАТО рассматривал Россию как партнера. Однако, когда Россия стала вести себя агрессивно, мы стали разрабатывать новые военные стратегии. Одна из них заключается в защите евроатлантического пространства, а другая – в обеспечении готовности к будущим угрозам".

"Вся эта работа над коллективной обороной означает, что, когда 24 февраля 2022 года россияне вторглись в Украину, НАТО был готов, и мы немедленно, в считаные часы, подняли в воздух 120 самолетов, менее чем за две недели вывели в море новые корабли и выводили новые, под командованием НАТО в боеготовности находилось 40 тыс. военнослужащих. Вот так НАТО смог отреагировать, и это даже не была ситуация, когда напали на нас – на сам альянс", – заявил адмирал.

Бауэр использовал избитое выражение: "Если мы хотим мира, то должны готовиться к войне и укреплять меры сдерживания". "Это лучший способ предотвратить войну", – сказал представитель военного блока, благодаря которому за последний почти век на планете было развязано огромное число различных локальных конфликтов и погибли миллионы людей.

"Мы не находимся в состоянии войны с Россией, и я считаю, что россияне не хотят войны с НАТО, потому что, я уверен, они знают, что проиграют ее", – скандировал Бауэр на фоне того, как киевский режим при беспрецедентной поддержке всего коллективного Запада уже два года побеждает Россию и все никак не может ее победить.

По словам адмирала, для него лично поддержка Украины и укрепление собственной обороны территории НАТО не являются одним и тем же: "Я полностью согласен с германским министром в том, что нам необходимо наращивать производство для поддержки Украины, поскольку мы видим, что российская экономика превращается в экономику военного времени. Это означает, что экономика России обслуживает военные действия как свою главную цель, чего нельзя сказать о Европе. Это немного более характерно для США, где существует больше инструментов, позволяющих принципиально заставить промышленность уделять приоритетное внимание обороне".

Адмирал указал, что "промышленность Европы должна развиваться быстрее", однако "в большинстве либеральных экономик это занимает больше времени". Это объясняется тем, что приходиться иметь дело "с частными инвесторами, с различными регламентами": "<...> и поэтому я много говорю об этом, потому что мы в этом нуждаемся – быстрее и в больших количествах".

Зависит ли Европа от США и их военного потенциала, и насколько велика эта зависимость? Бауэр ответил так: "Оборона и сдерживание НАТО – это совместные усилия всех союзников. У Соединенных Штатов самые крупные вооруженные силы, и поэтому они играют очень важную роль. Однако важно, чтобы вооруженные силы Канады и Европы начали играть более заметную роль в обеспечении военных мощностей. Планы, которые были одобрены в Вильнюсе на саммите НАТО, действительно предполагают увеличение вклада европейских и канадских вооруженных сил с целью некоторого изменения равновесия".

Что же касается собственно Литвы, то после заключения соглашения между Вильнюсом и Берлином о размещении немецкой бригады Литва превратилась в единственную страну восточного крыла НАТО, где появится столь серьезное военное подразделение. По словам Бауэра, "германская бригада в Литве хороша тем, что с новыми региональными планами НАТО появилась более тесная связь между ними и национальными планами обороны": "В результате государства стали уделять больше внимания своему региону".

Бауэр назвал решение Литвы и Германии логичным, поскольку "страны региона в первую очередь будут рассматривать возможность размещения своих вооруженных сил в соседних странах или в странах, которые находятся рядом"; поскольку решение "основано на давних отношениях, сложившихся с момента начала развертывания батальона Сил передового присутствия НАТО в 2016 году".

Адмирал напомнил, что на саммите НАТО в Мадриде "было принято решение сформировать на восточном фланге восемь боевых групп численностью не менее батальона". И подчеркнул, что "это решение выполняется в настоящее время": "Было также принято решение о том, что эти боевые группы должны иметь возможность при необходимости усиливаться до бригады на основе разведывательных данных. Несколько стран уже приняли участие в учениях, в которых была задействована бригада, так что мы видим, что механизм создан: при необходимости боевые группы могут быть усилены до бригады".

"Решение Германии и Литвы о постоянном усилении сил до бригадного состава не противоречит планам НАТО: оно дополняет наши планы. Это решение является наглядной демонстрацией солидарности союзников. Оно требует значительных инвестиций с обеих сторон. Но оно дает четкий сигнал о том, что НАТО готов защищать каждый сантиметр территории союзников. Именно в этом и состоит цель наших региональных планов: обеспечить сочетание передовой обороны со стратегической гибкостью для защиты каждого сантиметра на всех направлениях", – отметил Бауэр позитивные результаты проводимой в альянсе консолидации.

Существуют возможности и для остальных стран НАТО наращивать свои батальоны до бригад на отдаленных флангах альянса. По словам Бауэра, этот процесс "зависит от самих стран и от действующих в них стран". Адмирал привел в пример соглашение между Латвией и Канадой, "когда все больше людей из Канады приезжают в Латвию": "И это происходит по вполне понятной причине, потому что если в Канаде многочисленная армия и много мощностей, то для того, чтобы добраться до Латвии, потребуется больше времени. Поэтому они усиливают свое присутствие, и в результате военное присутствие в Латвии будет больше, как и в Литве".

Относительно Литвы адмирал добавил, что союзники по НАТО могут помочь Литве, если решат это сделать, в деле укрепления восточного фланга до момента, когда в стране уже появится дивизия, но "в то же время Литва должна создать этот потенциал в течение следующего года": "Поэтому то, что этих мощностей сейчас нет, не следует трактовать как нечто плохое. Это нормально, потому что, когда создаешь такое большое подразделение, как дивизия, это требует времени".

Также времени требует согласование действий в деле обеспечения, в частности, противовоздушной обороны. Бауэр отметил, что вовсе не обязательно, чтобы мощности ПВО были немедленно развернуты в Литве или другой балтийской стране. Но на повестке данный вопрос уже стоит. Роб Бауэр уточнил, что обсуждение систем ПВО на восточном фланге будет обсуждаться "на встрече министров обороны в феврале".