Секрет литовской власти: выборы президента – иллюзия демократического процесса

© РИА Новости

Глубоко заблуждаются все, кто думает, что во главе Литвы стоит президент. Страной управляет одна из четырех организованных группировок. Вопрос лишь в том, какая конкретно?

Секрет власти в 2009 году по неосторожности раскрыла Даля Грибаускайте. Вот фрагмент ее интервью в формате предвыборной президентской компании:

"В каждом политическом движении есть ядро из 10-15 человек, которое монополизировало партию и ее программу. Эти люди своими личными интересами тесно переплетены с интересами олигархов и вообще крупного бизнеса. Первые помогают вторым богатеть, вторые финансовыми ресурсами обеспечивают первым стабильное пребывание во власти.

Выборы президента Литвы – всего лишь иллюзия демократического процесса. За закрытыми дверями в узком кругу задолго до дня голосования решено, кто станет очередным главой государства".

Иллюзия демократии

"Янтарная леди" 14 лет назад была уверена, что никогда не станет составной частью какого-то влиятельного клана. Даля ошиблась. Ее очень быстро поймала на крючок семейка Ландсбергисов. С 2014 года Грибаускайте оказалась послушной марионеткой элиты консервативной партии "Союз Отечества" и ее клерикального крыла в лице "Христианских демократов".

Даля Поликарповна не должна особо расстраиваться, поскольку всякий глава государства – лишь инструмент в руках теневых кукловодов.

Кроме клана Ландсбергисов, существуют так называемые "государственники". Это влиятельная группировка из дипломатов (Антанас Валенис, Пятрас Вайтекунас, Жигимантас Павиленис, другие) и отставных чинов госбезопасности, включая бывших директоров ДГБ Мячиса Лауринкуса и Гедиминаса Грину.

"Парламентаристами" верховодят действующий спикер Сейма Виктория Чмилите, либералы Эугениюс Гентвилас, Пятрас Ауштрявичюс, но в данный момент они слабы и не в состоянии оказывать влияние на расклад симпатий-антипатий в предвыборной президентской гонке.

Четвертый клан представлен "силовиками". Он близок к "государственникам", однако не так сплочен в силу политических традиций. Дело в том, что военным, сотрудникам МВД, спецподразделений запрещено заниматься политикой. По этой причине мощные служебные связи никак не перерастают в крепкие политические.

Бывший Генкомиссар полиции Саулюс Сквернялис сделал попытку привлечь нужных ему отставников под знамена своего демократического движения "Во имя Литвы", но получилось только от части. Беда в том, что привыкшие командовать экс-чиновники не особенно жаждут ходить под опытными "штатскими фитюльками", сплотившимися вокруг Сквернялиса.

Человек американца Адамкуса

По данным предновогоднего мониторинга общественного мнения от компании "Балтийские исследования", наиболее предпочтительным кандидатом в президенты является Гитанас Науседа. Если бы выборы проходили в воскресенье 31 декабря, за действующего главу государства голосовали 31,1% участников опроса. 77% респондентов положительно оценили Науседу, 17% - отрицательно.

На второй ступени комфортно расположился адвокат Игнас Вегеле. За него планируют голосовать 12,7% участников опроса, доверяют 45%, не доверяют – 31% респондентов. За адвокатом идет лидер соцдемов Вилия Блинкявичюте, далее – премьер-министр Ингрида Шимоните. Положительно ее оценивают 21%, а отрицательно 74% участников опроса.

Остальные кандидаты не набирают 5% голосов и ни при каких условиях не претендуют на второй тур выборов. Например, за бывшего командарма Валдаса Туткуса согласны голосовать 2,7% опрошенных из 1018 респондентов старше 18 лет.

Что касается персоналий, то Науседа никогда не скрывал, что эталоном руководителя Литвы для него является ставленник Белого дома и ЦРУ Валдас Адамкус. Тот, в свою очередь, представлял интересы "государственников" через доверенное лицо Альбинаса Янушку, подписанта Акта независимости от 11 марта 1990 года, русофоба и американофила.

Клан делится на "стариков" и "молодых". Науседа сделал ставку на одногодок. С его подачи второй срок директором департамента госбезопасности работает Дарюс Яунишкис, не раз выполнявший деликатные, щепетильные распоряжения президента. Нет сомнений, что спецслужбист в предвыборной кампании 2024 года (голосование назначено на 12 мая) пригодится при его колоссальных возможностях по организации слежки, провокаций и по степени доступа к госсекретам.

Российская карта вброшена в игру

Особенностью борьбы за власть станет жесточайшая антироссийская риторика. Никто в своих программах не говорит об экономических задачах государства, о росте благосостояния и так далее. Речь идет только об отражении "агрессии с Востока и необходимости как можно лучше подготовиться к войне". Это альфа и омега для борьбы с оппонентами.

Например, тот же Науседа откровенно пугает доверчивых – нынешнее Рождество, видимо, последнее спокойное: "Чтобы так не случилось, Литва обязана постоянно информировать Москву, что готова не только защищаться, но и победить".

Эта высокопарная чушь напоминает речи киевского фюрера. Впрочем, у него литовцы учатся обманывать собственный народ, которому нравится верить в силу своего оружия, ржавого и б/у.

Раз коснулись Украины, скажем два слова по этому тренду – он тоже важен в контексте борьбы за власть. Кандидаты в президенты верят: Запад не перестанет поддерживать Украину. Но если такое случится, "вероятность агрессии России в отношении Литвы и НАТО возрастет. Однако в данный момент серьезных изменений в геополитическом пространстве Литвы не существует".

Нота оптимистичная. На ней и завершим обзор той части президентской гонки, которая пришлась на 2023 год. Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.