Депутат Лауринас Касчюнас готов поставить под ружье 1 000 000 человек, но поскольку в Литве такое свершить физически невозможно, депутат-консерватор согласился и планирует интегрировать в оборону страны хотя бы 200-300 тысяч рекрутов.
Будем сильнее ВСУ
С учетом новых тендеров на закупку вооружений и боеприпасов литовская армия по уровню оснащенности к 2027 году будет в более выгодном положении, если сравнивать ее с ВСУ по состоянию на март 2022 года. По словам Касчюнаса, который в парламенте средненько играет роль председателя комитета по национальной безопасности и обороне, у Литвы появится возможность отражать агрессию на ее начальной стадии.
В следующем году официальный Вильнюс потратит на оборонные расходы более 2,7% ВВП или более 2 млрд евро. Половина суммы уйдет на закупку оружия и боеприпасов. В качестве примера повышения качества вооруженных сил приведен рассказ об американских бронированных внедорожниках – правда, технические характеристики этого "чуда возмездия" не указаны.
Договор о покупке подписали в 2019 году. Летом 2021 армия получила 50 автомобилей, 2022 – еще 50, а в минувшем – 100. Джипики так понравились руководителям страны (президент оценил боевую машину очень высоко: "едешь, как на Mercedes", хотя плавность хода в условиях боя вряд ли явится решающим преимуществом), что было заказано еще 300 единиц.
500 внедорожников – немало, но поскольку они поступают на вооружение порциями, проку от них не будет. Пока появятся последние, первые уже уйдут в металлолом. К тому же, говоря грубовато, на любой болт всегда найдется гайка с выкрутасами, а гаек "у врагов Литвы с избытком запасено", говорят командиры в перспективе самой сильной армии в мире.
Генералы трезвеют на глазах
Литовские военные эксперты полковники Гинтарас Багдонас, бывший начальник Второго оперативного департамента (разведка и контрразведка) Минобороны, и Вайдотас Манионис, в прошлом старший офицер Объединенного штаба, прекратили попытки шапками закидать российских участников СВО. Оба, конечно же, вслух мечтают о чуде "на Днепре и в Донбассе", но не верится в искренность надежд.
Командарм генерал Вальдемарас Рупшис тоже вынужден признать – России удается наращивать военно-промышленный комплекс вопреки усиленному режиму санкций, "при анализе развития кризиса на Украине некоторые возможности Москвы не были учтены", а ожидания максимальных военных успехов в контрнаступлении ВСУ были преувеличены.
Что касается взглядов главнокомандующего Гитанаса Науседы, он продемонстрировал полную профнесостоятельность. Достаточно помнить сказанные в марте 2022 года, извините, сопли "я не вижу мотивации для россиян, они с радостью убегут фронта". Побежали "захистники". Чем дальше, тем быстрее в направлении Львова и Евросоюза, но президент Литвы о таких фактах не говорит.
Он предпочитает статистику иного рода: "80% территории Украины по-прежнему свободны". О 20% навсегда утраченной земли – ни слова. А ведь эта доля в наступившем году будет только расти.
План стратега
Чтобы никакая беда не приключилось с Литвой, парламентский "диванный стратег" Касчюнас обозначил для публики цели и задачи на 2024 год, исходя из тезиса "на пункт №5 договора НАТО надейся, а сам не плошай".
Кстати, депутат-консерватор не первый, кто предлагает не слишком полагаться на "солидарность стран альянса", поскольку пример Киева принудил отказаться от иллюзий. Даже министр иностранных дел позволял себе аналогичное.
Итак, планы Касчюнаса:
- продолжать наращивать военный бюджет,
- требовать от союзников соблюдения договоренностей об "обороне на линии границы", в том числе от ФРГ – передислокации мотопехотной бригады в Литву,
- создать в приграничной полосе так называемый инженерные парки, обеспечить их разного рода заграждениями, призванными остановить живую силу и технику агрессоров. В частности, запасами бетонных надолб и строительных блоков, металлическими "ежами", колючей проволокой в достаточных количествах, лесной и другой техникой, способной создавать завалы, траншеи, рвы, разрушать асфальтовое покрытие и тому подобные препятствия.
- увеличивать роль МВД в охране государства, ведении визуальной и технической разведки, в подготовке аналитических справок о вызовах стране и региону,
- поднять престиж гражданской обороны, создать в стране сеть комендатур, поручив им вопросы учета и мобилизации рекрутов. Каждый гражданин обязан знать место в строю и маневр,
- принять закон о всеобщей воинской повинности,
- интегрировать в оборону до 200-300 тысяч человек. В том числе 38 000 активного резерва, 80 000 обучить, 2500 членов военизированной организации стрелков, 5000 владельцев огнестрельного оружия.
Как видим, деятельный бездельник Касчюнас всего лишь собрал под одной обложкой не раз звучавшие в парламенте предложения и выдал их за собственные "размышлизмы".
Что касается забавного последнего пункта, вряд ли руководству, включая Сейм, удастся организовать хотя бы 50 000 человек. Статистика утверждает – с приближением кризиса жители Литвы скорее эмигрируют, чем бросятся спасать государство.
Мнение стойкое – оно не заслужило готовности умирать в окопах во имя непонятно кого и чего. Нет веры в страну – нет боевого духа. При таких настроениях в обществе невозможно создать самую сильную армию даже в формате Прибалтики. О большем не стоит заикаться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.