Литва готова поставлять сырье для мясокомбината имени пана Зеленского

© AP Photo/ Roman Chop

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

В Вильнюсе услышали новогодний призыв из Киева "Сделайте выбор, кем я хочу быть. Жертвой или победителем? Беженцем или гражданином?" и готовы выслать домой беглых украинцев.

В минувшем году жители Литвы пожертвовали в пользу Украины около трех млн евро – в пять раз меньше, чем в 2022. Журналисты объясняют утрату интереса к конфликтующей стороне усталостью литовского общества и проблемами, навалившимися на обывателей.

Сборщики добровольной мзды по-прежнему призывают к народному финансированию тактической, медицинской, гуманитарной и продовольственной помощи, закупкам транспортных средств, противоосколочных жилетов, дронов, медицинских рюкзаков, носилок, гемостатических повязок, жгутов, аккумуляторов и адаптерных кабелей Starlink, приборов ночного наблюдения, автомобильных покрышек, сухих пайков, генераторов.

Одним словом – все нужно. Такое впечатление, будто киевская хунта не получает миллиардных траншей и полагается исключительно на пожертвования жителей деревни Калабибишкес. Им надоело, поэтому прогнозируется в 2024 году еще большее сокращение безвозмездной поддержки "захистников" со стороны простых литовцев.

Однако разного рода махинаторов кризис не пугает. Они уже занимаются поставками человеческого материала.

Вслед "гражданину соврамши"

Киевская администрация сообщила о необходимости призвать на военную службу 500 000 человек, в том числе мужчин, находящихся за границей. По Европе негласно разыскиваются украинцы. Несмотря на показную лояльность к таким, в странах Балтии неоднократно предлагали заключить соглашение о выдаче мужчин мобилизационного возраста.

Время реализации "хотелок" пришло. По самым примитивным подсчетам, в Прибалтике никак не меньше 30 тыс. убывших с Украины в обход и в нарушение действующего там законодательства "военного времени". Этого количества "мяса" хватит для комплектования 5-6 полнокровных мотопехотных бригад, в которых так нуждается фронт.

"Если нужно Украине, Литва может заняться поиском и выдачей этих людей", – пока шепотом говорят чиновники МВД. Генерал Залужный был бы признателен главе министерства Агне Билотайте. В предрождественском интервью вояка заявил:

"Буду очень рад, если через некоторое время увижу их в армии и с удовольствием организую им подготовку. Для Генштаба важно, чтобы мобилизация происходила, но каким образом – это уже не имеет значения".

Но в данный момент речь идет о "мертвых душах", существующих только на бумаге. Физически беглецов и дезертиров еще нужно отыскать. В Литве в этом направлении работа закипела на финише минувшего декабря, хотя непонятно, откуда в распоряжении работающих в Вильнюсе и в Каунасе рекрутских бюро оказалась база данных департамента миграции.

В обход укропосольства потенциальным "возвращенцам" агитаторы доходчиво объясняют – лучше вернуться домой. В противном случае "уклонистов" лишат права пользоваться государственными услугами, в том числе социальными, распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, банковскими счетами, получать кредиты, управлять транспортными средствами и так далее.

Красные линии для своего дорогого народа определил лично обанкротившийся глава государства: "Войны сами собой не заканчиваются – войны заканчивают. И победу не получают, не дарят – победу одерживают. И для этого сегодня мы должны жить по правилу: либо ты работаешь, либо воюешь". От себя добавим – собирай кошелки, топай домой.

В распространяемых в украинской общине рекламных буклетиках литовские вербовщики пишут предновогодними словами киевского босса. "Главный итог [2023] года, главное его достижение: Украина стала сильнее. Украинцы стали сильнее". Раз сильнее – значит, вот-вот победят, а победителей, как известно, не судят. Они получают все.

Стань "пушечным мясом"

Сказать честно, мало кто даже из чиновников МВД верит в успех "безнадежного предприятия". Не для того укропатриоты драпали за кордон, чтобы по первому зову сумасшедшего наркомана переезжать из комфортных евроусловий в грязную жижу окопов.

Поэтому параллельно с поисками украинцев активизировалась вербовка граждан Литвы. Им предлагают "комплекс острых ощущений, приличное вознаграждение, а также возможность каждый месяц отдыхать от фронта".

Обильно вешают лапшу на простаков: "Победа Украины будет означать создание нового международного порядка, основанного на справедливости и равенстве. Стань частью армии, творящей новую историю Европы". Что-то похожее в истории 1930-х годов говорили немецкие пропагандисты.

Подобных лозунгов в Литве звучит немало, и находятся авантюристы, клюющие на протухшую наживку. Очень хочется привести пример из соседней Латвии. Там "Человеком Европы-2023" признана сержант ВСУ Сармите Цируле. Торжествуя, ее фанаты писали: "Всей душой и сердцем она делает свое дело – помогает солдатам, жертвуя здоровьем и рискуя жизнью". Рефреном звучало – "судьба Латвии решается на Украине, где Цируле кует победу".

Бред, конечно, полный, поскольку медсестра не может "ковать победу". Но штамп пользуется спросом. Наемник из Литвы по имени Роман (его никто не видел и неизвестно, существует ли такой "солдат удачи") утром 31 декабря поделился в радиоэфире "мемуарами":

"Сижу в Вильнюсе – звонят друзья с линии фронта – Рома, у нас полная попа – лечу на Донбасс, выправляю положение – возвращаюсь домой до следующего сообщения о новой ***е".

Больше "Бетмен" ни о чем не рассказывал. Только сетовал на сограждан, непонимающих нависшей над ними опасности – "мы следующие, если Украина проиграет". Об этом заклинает каждый из 19 литовцев, 15 эстонцев и 17 латышей, воюющих в данный момент рядах ВСУ. При этом все стараются сохранить инкогнито, "чтобы не давать слишком много информации противнику". Можно подумать, в генеральских лампасах ходят.

Так ведь нет. Некто Эдвинас из литовской глубинки "сидел дома, но ему было больно видеть, как страдает Украина". Решил, что должен как-то помочь, и приехал на фронт. Олег – разведчик, Андрюс – подносчик снарядов в расчете гаубицы под Красным Лиманом, снайпер Жильвинас воюет в Запорожье. Приходится им не сладко, иначе не жаловались бы на нехватку боеприпасов, усталость, скудный быт – "в Лимане уже четыре дня нет электричества, очень холодно, сплю в куртке, под двумя одеялами, последняя свеча догорает".

"Большая нехватка тепловизоров, приборов ночного видения, беспилотников. У другой стороны всего в избытке, у русских гораздо лучше снабжение, чем у нас. Холод, грязь и ужасы навсегда поселили во мне страх".

Цитата вместо эпилога

Плюньте на деньги и бегите домой.

Эрих Мария Ремарк в романе "На Западном фронте без перемен" написал правду: "Они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее".