Сегодня, 16 января, стало известно, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил в пользу гражданина Саудовской Аравии Мустафы аль-Хавсави 100 тысяч евро, которые ему выплатит Вильнюс. Он на незаконных основаниях находился в заключении в тюрьме ЦРУ, которая находилась в Литве. Такую информацию транслировало издание BNS.
Согласно решению суда, во время пребывания в американской тюрьме Мустафа аль-Хавсави находился в юрисдикции балтийской республики. Страна несет ответственность за нарушение прав гражданина в рамках Конвенции о правах человека. Этот документ запрещает пытки, гарантирует право на справедливое судебное разбирательство, жизнь, свободу и безопасность.
Также ЕСПЧ постановил взыскать с Литвы 30 тыс. евро в пользу неправительственной организации Redress, которая представляла гражданина Саудовской Аравии.
На данный момент аль-Хавсави содержится в лагере на американской базе в Гуантанамо на Кубе. Он был арестован в 2003 году в Пакистане. В США отмечали, что он, скорее всего, был причастным к терактам 2001 года.
Подчеркнем, что это второй проигранный Литвой иск бывших заключенных секретной тюрьмы ЦРУ. Так, в 2021 году суд присудил гражданину Палестины Абу Зубайде компенсацию в сумме 100 тыс. евро, а также 30 тыс. евро адвокату за судебные издержки.
На официальном уровне Литва не признает, что на ее территории находилась секретная тюрьма Центрального разведывательного управления США.
Впервые о существовании секретной тюрьмы ЦРУ в республике стало известно в августе 2009 года благодаря американскому телеканалу ABC. На тот момент в тюрьме содержались восемь человек, которых подозревали в причастности к теракту 11 сентября 2001 года. Тогда в США боевики-смертники захватили четыре пассажирских самолета. Два из них они направили на символ делового Нью-Йорка – башню Всемирного торгового центра.
Помимо 19 террористов, в результате атак погибло более трех тысяч человек, около шести тысяч получили ранения, еще 24 пропали без вести.
Существование тюрьмы ЦРУ в Литве было засекречено. Причиной этого стал, вероятно, тот факт, что заточение заключенных нарушало все международные конвенции и могло быть приравнено к похищению.