Глубокий кризис как естественное состояние экономики Литвы: лучше уже не станет

Реализация ничем не оправданных масштабных планов по милитаризации государства окончательно добьет литовскую экономику, которая и без военных расходов дышит на ладан.

На армию Литвы потребуются дополнительные ассигнования в размере 0,7% валового внутреннего продукта в течение ближайших шести лет и 0,4% ВВП в последующие годы, объявила премьер-министр Ингрида Шимоните представителям политических партий, бизнес-ассоциаций и профсоюзов, перед которыми разворачивала варианты потенциального увеличения финансирования запросов Минобороны.

"Сможем ли мы найти некую точку консенсуса, на основе которой можно готовить предложения? Не исключаю, что этого не произойдет, но пока я настроена оптимистично", – сказала руководитель кабинета министров.

По ее словам, "у государства нет ничего, кроме денег налогоплательщиков и долгов, взятых от их имени". Очень плохо, а еще хуже, что премьер дожила до того, что вынуждена афишировать печальный факт.

Минфин представил собравшимся альтернативные варианты финансирования: за счет повышения налога на добавленную стоимость, налога на прибыль или подоходного налога с физических лиц. Но едва прозвучали эти страшные слова "повышение налогов", дискуссия захлебнулась. Своими руками натягивать на собственную шею еще один хомут никто не согласился.

Виновата, конечно, Россия

Нериюс Мачюлис, главный экономист работающего в Литве шведского банка Swedbank, утверждает, что ВВП в 2024 году должен вырасти до 1,8%, а в 2025 – до 2,5%. Звучит оптимистично: видим множество признаков улучшения экономических тенденций, не по всему миру, но на важных для нас рынках.

Однако рука об руку с хорошей новостью ходит плохая – экономика еврозоны в первой половине 2024 года еще практически не будет расти.

"Позднее стимулом для ее роста должно послужить восстановление мирового спроса на товары, увеличение реальных доходов населения и более мягкая монетарная политика", – еще одна хорошая новость от Мачюлиса.

Что касается дня нынешнего, дела в Литве идут хуже некуда, однако экономистам Swedbank некогда заниматься реальной жизнью. Нериюсу и компании очевидно, что истоки экономического кризиса кроются в украинском конфликте. По мнению Вильнюса, его развязала "сами знаете кто", и не стоит винить во всех обрушившихся на страну бедах премьер-министра Шимоните, министров ее правительства и государственных ТОП-менеджеров в принципе.

"Так или иначе то, что сейчас происходит в нашей экономике, – прямое следствие того, что произошло там [речь об Украине]. У нас кризис уже который квартал подряд исключительно из-за экономической политики Москвы и в некоторой степени Минска", – говорит Мачюлис.

Его послушать, так COVID-19, энергетический кризис, затем миграционный, после него территориальный спор на Украине, "желтые жилеты" во Франции, разгон инфляции, блокировка экспорта зерна, Израиль и сектор Газа, протесты фермеров по всей Европе – грандиозный замысел Москвы по разрушению мировой экономики, но в первую очередь литовской.

О том, что на фоне нескончаемых проблем правительство обязано стимулировать экономику, ведущий экономист скандинавского банка, видимо, не слышал и не догадывается. Он научился лишь постоянно давать позитивные прогнозы и верить в благоприятную краткосрочную перспективу.

Небывалая растерянность

Экономическое положение и личность премьер-министра – вещи крайне эмоциональны. Они друг друга дополняют. Есть какая-то растерянность в хозяйстве страны и у главы правительства на фоне нескончаемых разочарований. Ежедневно пресса рассказывает о банкротствах малых и средних предприятия, и о том, как крупные планируют сокращать рабочие места.

Непременно нужно подчеркнуть – это происходит в стране, во главе которой стоит бывший советник президента еще одного скандинавского банка – SEB. Экономистов пруд пруди, дорогу мости, а все без толку. С 2008 года Литва перманентно переживает сокращение объемов транзита, промышленного и сельскохозяйственного производства, проводит политику затягивания поясов. Как справедливо отмечают россияне и белорусы, соседка "превращается в бесполезный "аппендикс" ЕС и НАТО".

Санкций ЕС против России, от которых Вильнюс пищит в восторге, ведут его в пропасть, но власти Республики призывают к дальнейшему ужесточению ограничений. В итоге валовой внутренний продукт за три квартала 2023 года составил €53,4 млрд в текущих ценах. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года изменение реального ВВП оказалось отрицательным – минус 0,5%.

Общий объем промышленного производства в Литве с января по октябрь 2023 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 5,5% и составил €29,3 млрд. Сокращения наблюдаются во всех основных отраслях, включая производство электронной продукции, электрического оборудования, текстильных изделий, химикатов и химической продукции. В Госрегистре объясняют спад плохими результатами промышленных предприятий и фирм оптовой и розничной торговли, а также компаний, связанных с операциями с недвижимостью. Но это только половина правды.

Транспортный сектор тоже в упадке из-за политического конфликта Литвы с Белоруссией и длительных антироссийских санкций. Грузоперевозки по железным дорогам упали почти на 40%, прибыль сократилась в 20 раз. О состоянии дел в морском порту мы недавно рассказывали, повторимся одним словом – ужас.

Так же можно оценить положение в сельском хозяйства, на автотранспорте. Повсеместный развал напрямую сказывается на людях: 66% населения вынуждены экономить, 37% назвали минувший год "годом сокращения доходов".

А вот и лакмусовая бумажка: 35% жителей Литвы стараются держать сбережения "на черный день" в наличном виде, а не на банковских счетах. Этот сигнал говорит о недоверии к стабильности финансовой системы государства, что уж совсем никуда не годится и должно быть смертельно унизительно для правительства.

Об стенку горох

Чего ради кабмину краснеть, если есть в Литве аналитики уровня Александра Изгородина и его замечательного взгляда на суть дел – для экономики год в целом был хорошим, но неудачным для литовской промышленности:

"На данный момент рынки прогнозируют, что Европейский центральный банк в наступившем году снизит ставки примерно в пять раз, поэтому можно ожидать нового всплеска потребления в еврозоне. Можно предполагать, что 2024 год для промышленности Литвы будет очень удачным".

Прогнозище Изгородина противоречит прогнозу Мачюлиса. Зато нравится правительству. Для него сегодня важно дотянуть до ноября, а там ответственность за состояние дел в экономике Литвы взвалят на себя победители парламентских выборов. Им и расхлебывать безвкусную кашу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.