Примерно 834 000 литовцев не в состоянии купить продукты питания. Таковы результаты репрезентативного опроса, проведенного в начале весны компанией Spinter tyrimai по заказу Национальной сети организаций по сокращению бедности. Более полумиллиона человек не может оплатить аренду жилья или коммунальные услуги и вынужден жить в долг.
Отрицательная динамика наблюдается почти десять лет подряд. Перспективы для улучшения ситуации с доступностью питания не просматриваются, как и с содержанием недвижимости, делает печальный вывод Айсте Адомавичене, руководитель борющейся с бедностью организации.
Они все умрут
Второй раз за короткий промежуток времени приходится обращаться к этой теме. Но прежде завершим рассказ о недоедающих.
Странно, но самая большая проблема с самообеспеченностью продовольствием наблюдается среди молодых в возрасте 26-45 лет. В этом сегменте печальное лидерство принадлежит техническим работникам, мелким предпринимателям, безработным, самозанятым домохозяевам, родителям-одиночкам и лицам, на содержании у которых находятся другие члены семьи.
У кого доход составляет от 501 до 700 евро, тоже ощущают на себе последствия роста цен на питание. О нехватке денег заявили 11,7% членов указанной группы, тогда как в прошлом году их было 7%. Но и богатые плачут. В группе с доходом более 701 евро количество бедствующих за год выросло более, чем в два раза.
Чтобы свести концы с концами, жители вынуждены больше работать. Занятость на двух и более местах для литовцев стала нормой. На 7% (на 10 000 человек) увеличилось число работающих пенсионеров. Только на пенсию в 450 евро старикам не выжить.
Государственный фонд социального страхования представил исследование средних доходов жителей в последнем квартале 2023 года. "На руки" они оказались на 122 евро выше, чем в 2022 году, сообщила представитель фонда Кристина Зитиките. Рост был обусловлен повышением ММЗ на 15%, а также базового размера зарплат на 3%.
Растет число работников старше 60 лет, подпрыгнуло почти на 7% (на 10 000 человек). "Парадокс рынка труда в том, что в стране более 14% работников старше 60 лет, а молодежь до 30 лет составляет лишь 16%", – заметила Зитиките.
В чем дело? Ответ найдем в докладе председателя правления Банка Литвы (Центробанка) Гедиминаса Шимкуса: экономика в состоянии стагнации, резко сократившийся экспорт (о, как наивны оказались литовские прогнозисты, утверждавшие, что уход с российского и белорусского рынков даст новый толчок литовской экономике, а экспорт переориентируется на другие направления, в том числе на экзотическую Новую Зеландию) не позволяет с оптимизмом вести речь о состоянии дел в государственном хозяйстве.
Центробанку уже пришлось корректировать прогноз роста ВВП в сторону понижения, с 1,8% до 1,6%. Заметим: на дворе только март. Каким прогноз окажется к октябрю, представить невозможно. На кошачьих лапках крадется еще одна беда – бюджет может не получить 150 млн евро налогов из-за свертывания потребления на внутреннем рынке.
Доклад главного банкира Литвы перенасыщен метафорами: долгосрочная траектория, опаздывающая экономическая весна, экспансия литовских товаров, торможение на большой скорости и так далее. Если упростить, прозвучит так: в нынешнем году улучшений не прогнозируем, что касается года 2025, о нем говорить пока рано. И никакого намека на свет в конце длиннющего тоннеля.
Об убитом бизнесе
Новости о банкротстве физических и юридических лиц стали для Литвы обыденностью. Очередное швейное предприятие по пошиву женской верхней одежды, работавшая с 1990 года Rožė (Роза) увольняет всех, 51 профессионал уже на улице. Фирма много и выгодно шила (начинала еще с поставок курток и пальто в Лужники, затем на "Черкизон") на российский рынок. Правительство Литвы вынудило его покинуть, и тут же наступила черная полоса.
Выручка в 2022 году составила 1,03 млн евро, убыток – 271 тыс. евро. Задолженность предприятия перед бюджетом фонда социального страхования – более 51 тыс. евро. По меркам бизнеса с 30-летним стажем, суммы копеечные, но этого хватает, чтобы пустить компанию под откос.
Туда же летит фирма Polita (тоже работала с 1990 года), управляющая сетью ресторанов Selfish Bistro в Вильнюсе, Каунасе и Паланге. Основной профиль – поставка готовых блюд. Без работы остались 39 человек.
Чистая прибыль предприятия в 2023 году – 8800 евро. Задолженность перед фондом социального страхования – более 135 тыс. евро. С такими "дебет/кредит" из долговой ямы в нынешних условиях, при отсутствии кредитов, уже не выбраться.
Компания Adaktas, занимающаяся строительством жилых и нежилых зданий, сокращает сотрудников. Задолженность перед бюджетом фонда государственного социального страхования – 25 810,38 евро.
Активы обанкротившейся сети цветочных магазинов Jardin выставлены на аукцион со стартовой ценой 15 000 евро. Имущество продают единым лотом, в который входят остатки товаров (в том числе садовые аксессуары и керамика), используемый в цветочных магазинах инвентарь (в том числе столы, полки, тумбы) и аксессуары для хранения.
По состоянию на начало марта, задолженность предприятия составляла 296 111 евро, в том числе по социальному налогу – почти 100 000 евро.
И так далее, поскольку примеров по Литве набирается сотни, а список "мертвых" или умирающих компаний пополняется каждый день.
Любое дело в Литве пестрит прорехами. Возьмем совсем уж далекую от "доходов-расходов" скорую медицинскую помощь. Создание бригад из двух человек (вместо трех: два медика и водитель) позволит "неотложке" увеличить количество дежурных команд. Говорят, качество обслуживания не страдает, оперативная медицина движется в правильном направлении по верному пути.
Будь автор текста вправе решать судьбу "скорой", оставила бы в бригаде только водителя. Оптимизация помогла бы в два раза увеличить количество выездных бригад. Не беда, что шофер в двигателе и подвеске разбирается лучше, чем в применении приборов, стимулирующих сердечную деятельность. Тяжелобольным это безразлично. Лишь бы вовремя приехали по телефонному звонку.
Рост налогов гарантирован
Экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас в насмешку над реальностью назвал 2024 год "годом надежд и ожиданий", в котором существующие налоги будут увеличены и введены новые. "Это решенные вопросы. Осталось понять, на сколько и для чего?". Ответы в Литве известны любому бедствующему: поднять максимально для того, чтобы сделать существование малоимущих невыносимым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.