Премьер-министр Ингрида Шимоните, ставленница консервативной партии "Союз Отечества" – Христианские демократы, на выборах президента не без труда вышла во второй тур, где с треском проиграла фавориту.
По мнению переизбранного Гитанаса Науседы, плохие результаты главы правительства (24,06% голосов против 74,43% у победителя) вызваны тем, что консерваторы не учатся на своих ошибках. В обществе сложилось впечатление о высокомерии вождей партии.
Сама Шимоните не слушает народ, не интересуется жизнью регионов, не проводит встреч с населением и вообще мало вовлечена в дела Литвы, отметил глава государства 28 мая, на второй день после оглашения итогов голосования.
Науседа настоятельно рекомендовал активу "консервов" отрефлексировать предвыборную кампанию. "Когда не делаешь домашнее задание, не можешь рассчитывать на хорошую оценку", – съязвил новый/старый президент.
Нет причин для тревоги
Политическая жизнь в Литовском государстве устроена таким образом, что уважающим себя участникам властных игрищ приходится читать между строк. По мнению далеких от управления государством, в "верхах" сложилась благоприятная ситуация для Науседы. Пользуясь окном возможностей, он может отыграться за унижения, которым его подвергали консерваторы с 2020 года.
Более-менее разбирающиеся в государственных вертикалях и горизонталях понимают: не пристало национальному лидеру устраивать разборки пацанского уровня. Что позволительно шпане вытворять в подворотне или на пятачке у покосившегося уличного туалета, неуместно во властных коридорах.
Понимая расклады, премьер Шимоните не особо беспокоится за свою судьбу и будущее членов кабинета. До очень вероятной смены правительства по итогам октябрьских парламентских выборов осталось четыре с половиной месяца, а коней, как известно, на переправе не меняют.
Из-за поражения консерваторов в гонке за кресло главы государства земля вверх ногами не перевернулась. Жизнь идет своим чередом. Кабмин как минимум до дня инаугурации Науседы, намеченной на середину июля, может и должен работать в привычном ритме.
Тот факт, что Науседа сватает в кресло руководителя правительства лидера социал-демократов Вилию Блинкявичюте, консерваторам сбрасывать со счетов нельзя, но и драматизировать нет оснований.
Главный вопрос: нужно ли Вилии премьерство? Наверняка она в четвертый раз изберется депутатом Европейского парламента (голосование назначено на воскресенье 9 июня) и улетит в Брюссель, наплевав на Литву с ее бескрайними и бездонными проблемами.
В столице ЕС работы меньше, вознаграждения приличнее – и совершенно никакой персональной ответственности. Превосходное место для стареющей женщины, откладывающей на черные дни и похороны.
Звонок на перемену
Примерно так размышляет Шимоните и консультирующие ее "сливки" консерваторов. Однако Науседа не так уж прост. Сам признался, что заматерел после первых пяти лет президентства, изучил механизмы влияния.
Поэтому уже на первой поствыборной "прессухе" он послал четко читаемый сигнал – имеет смысл сменить совсем уж бездарных министров, тем более что представленный избирателями народ отказал правительству в доверии.
Придуманная президентской командой игра по смене фигур в исполнительной власти изящна и фактически беспроигрышна. После инаугурации премьер обязана сложить с себя полномочия, а президенту дается 15 дней на обращение в парламент для их возвращения Шимоните.
Если все пройдет гладко, и половина министров не уйдет на вольные хлеба, кабмин продолжит работу. Если депутаты Сейма откажутся возвращать полномочия премьеру, правительство сразу уходит в отставку.
Науседа хочет воспользоваться бродящими по парламенту антипремьерскими настроениями. Они существуют даже среди консерваторов, а уж у оппозиционеров просто цветут.
Староста фракции либералов, политический зубр Эугениюс Гентвилас предполагает, что кандидатуру нового главы правительства депутаты поддержат хотя бы потому, что выборы в Сейм на носу – нет смысла ломать копья и ссориться с главой государства по пустяшному вопросу.
Несложно предположить, что ближайшие полтора месяца политической жизни Литвы окажутся переполненными тайными переговорами, интригами и разного характера сделками.
Науседа хочет продемонстрировать стране руководящую "сильную руку", у которой слово не расходится с делом. Консерваторы готовы дать ему решительный бой, в очередной раз ткнуть носом в его кошачьи шалости в чужих ботинках. А если суждено уйти, сделать это красиво, громко хлопнув дверью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.