Два срока отсидевший в Европейском парламенте (избран в 2014, переизбран в 2019-м) либерал Пятрас Ауштрявичюс заявил, что в Литве любые выборы превращаются в "битву за Европу".
Сходу не понять, почему состязания за приз "11 удобных кресел в новом здании в центре Брюсселя" Пятрас называет "битвой" (сам он о мотивах не распространяется), но, пофантазировав, можно согласиться.
Нагрузки на депутата ЕС в разы скромнее (иной раз заседаний не бывает неделями), чем на местного парламентария. Условия работы комфортнее – существует штат советников, уровень компетентности которых никого не интересует. Можешь шурина назначить, соседа по гаражу или любовницу – всякий сгодится варить кофе и перекладывать бумажки.
Зарплаты выше в три-четыре раза в сравнении с Сеймом Литвы (до 20 000 евро в месяц) плюс солидные допвыплаты по поводу и без. Ответственности личной не требуется, а критики нет вовсе в сравнении с деятельностью в литовском парламентском комитете или того хуже – в правительстве.
Если под таким углом рассматривать предвыборную неделю, то Ауштрявичюс прав: грядет битва "немного за Европу", но в основном за личное благополучие.
Вставай народ, труба зовет
Европарламент огромен – 720 человек изберут на срок до 2029 года. Цифра определена "с учетом демографических изменений в государствах-членах ЕС", сообщается в коммюнике Евросовета. Литве, увы, выделено только 11 портфелей, но это больше, чем Латвии (9 мандатов) и Эстонии – 7 мест.
На 11 кресел претендуют 320 желающих из 14 политических движений и одной коалиции. Костяк соискателей формируют политики, заматеревшие в схватках, толстокожие, обросшие шипами. Зауропельты – Sauropelta edwardsorum, лат. самый ранний представитель семейства нодозаврид – выйдут биться насмерть. Приглашенная массовка призвана изображать возможности, предоставленные "каждому члену общества в демократическом и правовом государстве".
Стоит лишь поглядеть на самодовольные рожицы с агитационных плакатов, как сам собой появляется вопрос: не треснет личико? Каждое зовет если не "в светлый завтрашний день", то "вместе строить Европу середины XXI века" или "встретить новый рассвет". Ни один транспарант не говорит о проблемах Литовского государства, которые возьмется решать избранник, если осядет в Брюсселе. Надо полагать, "не царское это дело" чистить конюшни.
Наш Пятрас Ауштрявичюс тоже заточен по-крупному. Каждый день рассказывает, как собирается воевать с Россией за украинское счастье – принципиально, жестко, опираясь на уже принятые и будущие рестрикции. По прогнозам либерала, "Москву в перспективе ожидает не менее шестидесяти видов различных санкций, по 12 ежегодно".
С таким же антироссийским настроем двигается к выборам "сладкая парочка" консерваторов – бывший премьер Андрюс Кубилюс и бывшая министр обороны Раса Юкнявичене. В Литве они почти забыты, но в Брюсселе востребованы в качестве ярых русофобов. Начиная с 24 февраля 2022 года, оба "ястреба" славно потрудились на анти- российско-белорусском фронте. Одних стратегий сдерживания придумали не менее десятка, а нацеленных против Москвы и Минска петиций состряпали еще больше.
Удивительно, но у работавших во вред Литве (санкции против РФ больно бьют по ее экономике) Кубилюса, Юкнявичене и Ауштрявичюса неплохие шансы переизбраться. Двух первых поддержит дисциплинированный электорат консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы". Лютым националистам все равно, за кого руку поднимать. Лишь бы русским стало худо, чем есть (в идеале – чтоб сдохли поголовно).
Не собрать под таким знаменем симпатий при традиционно низкой явке избирателей на выборы в ЕП (литовцы не видят от них никакой пользы) невозможно.
Что касается Пятраса, он стоит №1 в списке проворовавшегося "Движения либералов", которых поддерживает молодежь, офисный планктон, богема и сексуальные меньшинства. Как раз все те сверхпатриоты, которых в России с оттенком брезгливости называют словом "либерота". Пользы государству от нее мало, как и от всяких крикунов, требующих свою часть пирога. Ауштрявичюс в роли "голубого воришки" (он крал, ему было стыдно) "либероту" вполне устраивает, лишь бы помогал растаскивать многочисленные фонды ЕС по частным карманам.
У нас осталось восемь свободных мест. На одно явно претендует действующий еврокомиссар Виргиниюс Синкявичюс. Он возглавляет список немаленького, но маловлиятельного демократического союза "Во имя Литвы". Создавший это политическое движение экс-премьер Саулюс Сквернялис рассчитывал на быстрый взлет, но что-то пошло вопреки планам.
Не слишком тверды позиции у "задепутатившегося" лидера "Избирательной акции поляков Литвы – Союза христианских семей" Вальдемара Томашевского. Он в Брюсселе протирает штаны с 2009 года. Готов отсидеть еще пять лет, но шансы, прямо сказать, мизерные. Адресованный национальным общинам вечный лозунг поляков "Вместе мы – сила" потерял привлекательность. Случится чудо, если Вальдемар пробьется в ЕП благодаря старой гвардии.
Ни левые, ни правые
Непременно следует выделить набравших ход социал-демократов. Они, конечно, давно перестали быть авангардом трудящихся, сильно дрейфуют к той точке, которую на политической линейке "левые – правые" отводят лейбористам, истово поддерживают нацистов Киева и ЛГБТ+ сообщество (что одно и то же), ненавидят политику Кремля. Однако со знаменем, на котором начертано "Социал-демократическая партия Литвы", не расстаются. С ним легче водить за нос легковерных и малограмотных.
СДПЛ претендует на 2-3 мандата. Список возглавляет лидер партии Вилия Блинкявичюте – 15 лет является членом ЕП и наверняка станет им в четвертый раз подряд, если здоровье не подкачает. Оно вынудило Вилию отказаться от кресла нового премьер-министра правительства, куда ее заманивает президент Гитанас Науседа. Октябрьские парламентские выборы соцдемы выиграют с высокой долей вероятности, возглавят Литву единолично или сформируют правящую коалицию, получат пост премьера.
Но как бы ни были хорошо социал-демократы, среди них тоже нет ярких лидеров. Если обобщать, в брюссельские кабинеты рвутся серые фигуры, как одна русофобы. Наивно верить, что посланцы Литвы сумеют проявить себе, блистая свежими и конструктивными предложениями.
На частном примере можно цинично обобщить: в новом составе Европейского парламента у россиян врагов окажется в разы больше, чем друзей. Процентное соотношение узнаем в воскресенье, 9 июня.
Выборы в Европарламент проходят с 6 по 9 июня. В Литве основной день голосования – 9 июня.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.