Текущий 2024 год оказался богатым на выборы в Литве. В мае прошли президентские выборы, в ходе которых лидером страны снова стал Гитанас Науседа. Через две недели состоялось голосование за политиков, которые будут представлять Литву в Европейском парламенте следующие пять лет. Сейчас в Литве близятся парламентские выборы – основной этап голосования пройдет уже в это воскресенье, 13 октября.
За 141 мандат Сейма будут сражаться более 1700 кандидатов. Смогут ли эти выборы что-то изменить? Есть ли вообще кандидаты, способные повести Литву по пути экономической стабильности, а не тотальной изоляции от всех соседей, а также от выгодных торговых партнеров, в том числе Китая и других стран Азии?
На перемены можно не надеяться
Выборы в Литве назначены на 13 октября, однако уже с 8 по 10 октября прошло досрочное голосование. За первый день в участки явились 44 тысяч человек, что составляет всего 1,9% от общего числа избирателей. Очевидно, выводы относительно лидеров гонки делать еще рано. Однако не стоит тешить себя надеждой на то, что в них участвуют партии с принципиально разными подходами к политике. Возможно, они действительно есть где-то в стране, но явно не на вершине рейтинга.
В выборах участвуют 14 партий и один коалиционный список. Лидирующую позицию занимают социал-демократы во главе с Вилией Блинкявичюте – за них готовы отдать голос 20,1% опрошенных. За ними идет партия "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (15,1%). На третьем месте – Союз демократов "Во имя Литвы" во главе с Саулюсом Сквернялисом (12,5%). Четвертую позицию занимает "Заря Нямунаса (Немана)", которую возглавляет Ремигиюс Жемайтайтис (10,5%). И замыкает топ-5 союз крестьян и зеленых во главе с Рамунасом Карбаускисом (10,3%).
При этом партии, которые входят в правящую коалицию – Движение либералов и Партия свободы – набрали всего 5,1% и 2,7% соответственно. Стоит ли ждать перемен, даже если представить, что будет сформирована новая коалиция? Очень сомнительно.
Нужно понимать, что из всех перечисленных политиков нет ни одного евроскептика. Литва – это явно не та страна, которая следует тренду Западной Европы "время правых". Так, Жемайтайтис уже попадал в скандал с антисемитскими высказываниями, когда заявил, что, если политик едет в Израиль, чтобы принести извинения за холокост, значит, его ценность "ниже плинтуса". Тогда в Сейме Литвы открестились от таких слов и сообщили, что жалеют о высказывании Жемайтайтиса. Тем не менее, он до сих пор находится во главе достаточно популярной политической партии.
В партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" состоит журналист Альгис Раманаускас, который призывал убивать всех русских и русскоязычных (даже если человек всего лишь включил фильм на русском языке или русскую музыку) и отбирать у них детей. Кстати, Вильнюсская участковая потом даже проводила проверку, не являются ли такие заявления "разжигающими ненависть по признаку национальности и языка". Но, наверное, состава преступления так и не нашли.
Единственный, кто хоть немного выбивается из общей картины – Саулюс Сквернялис. Напомним, он не только лидер союза демократов "Во имя Литвы", но и бывший премьер-министр. Недавно он удивил своих коллег и избирателей тем, что признал – Вильнюсу нужно будет нормализовать отношения с Китаем. Но оговорился, что нельзя позволять "унижать" Литву.
"Все это нужно вернуть в рамки нормального цивилизованного государства. Это точно не будет легко и просто, потому что Литва не может встать на колени перед Китаем, извиниться за совершенные эксцессы, Литва не может унизить Тайвань, когда сделан такой шаг", – заявил он в эфире местной радиостанции.
Переводя с дипломатического – Сквернялис может рассмотреть некое перемирие с Китаем, если Пекин сам придет к нему, предложит договор и закроет глаза на все проявления неуважения со стороны Вильнюса за последние несколько лет.
Какова вероятность того, что это произойдет? Очевидно, что чуть меньше, чем нулевая. Даже сама мысль об этом должна вызывать как минимум недоумение. Но, как объяснил в беседе с Baltnews президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич, прибалтийские версии государственности имеют туннельное видение, и мышление у них соответствующее.
"Они даже Россию никогда не знали и не понимали, хотя входили в состав СССР. Китай они не понимают совсем. Люди старшего поколения, которые преимущественно находятся у власти, с одной стороны пользуются китайской техникой, а с другой – имеют представление о КНР как о среднеразвитой державе на глубокой периферии. Такое представление сформировалось из-за того, что их начальство в США тоже не может понять простой истины – Китай стал совсем другим.
Да, последние три века евроатлантической цивилизации Поднебесная стояла с протянутой рукой, либо же и вовсе находилась в лежачем положении (не без помощи самого Запада, особенно во время опиумных войн). Но мир изменился. Сегодня Китай – первая держава в мире по экономике. А они по инерции видят его таким же, как раньше", – отметил автор телеграм-канала "Профессор Межевич Н.М."
Эксперт считает, что, когда понадобится, Брюссель найдет способ договориться с КНР, даже несмотря на торговые споры из-за электромобилей и другие неприятные моменты. А вот Прибалтику никто даже спрашивать не будет, чего ей хочется. Этот вопрос будет решаться в Лондоне, Париже и Берлине.
Популизм и бессилие
Отношения Китая и Литвы окончательно испортились после того, как власти прибалтийской страны объявили об открытии представительства Тайваня в 2021 году. Пекин справедливо отметил, что это нарушает "политику одного Китая" (которую соблюдает большинство стран в мире, в том числе сама же Литва). Но в Вильнюсе послушали "старших коллег" из Брюсселя и Вашингтона, после чего решили назвать диппредставительство не "Тайбэйский офис" или "комиссия", как это делают в других странах, а употребили непосредственно слово "Тайвань".
Сразу после этого Пекин объявил об отзыве своего посла из Литвы, а затем понизил дипломатические отношения с Вильнюсом до уровня поверенных в делах. Последовали также меры экономического воздействия. Поднебесная прекратила закупки у Литвы пива, говядины, молочных продуктов и других товаров.
Были приостановлены железнодорожные перевозки в эту страну. Литовским компаниями, работающим на китайском рынке, понизили кредитный лимит. Китай не пренебрег даже вторичными санкциями и надавил на некоторые международные компании (в том числе на немецкую Continental AG), потребовав прекратить использование литовских товаров для своего производства.
Решение об открытии диппредставительства Тайваня было принято в июне 2021 года, а уже в декабре экспорт Литвы в Китай сократился до 3,8 млн долл., хотя годом ранее этот показатель составлял 43,1 млн долл. Товарооборот рухнул на 91%. В 2023 году товарооборот восстановился, но незначительно – в октябре литовский экспорт в Китай составил 10 млн долл., а в тот же период 2021-го он был на уровне 40 млн долл.
Удивительно, но политика санкций и экономического давления не понравилась Евросоюзу. Брюссель вступился за Вильнюс, инициировав разбирательство против КНР в ВТО, но, разумеется, ничего не добился.
Впрочем, нельзя сказать, что за Литву кто-то очень уж рьяно сражался. Главную функцию она выполнила – показала лояльность ЕС Тайваню. Это можно засчитать как заслугу всего Евросоюза. А вот с последствиями ей придется разбираться уже одной. И стоит признать, жители страны не оценили такого шага. Опросы в 2022 году показывали, что только 13% литовцев поддержали политику своего правительства в отношении Китая. Отрицательно к ней отнеслись 60%.
Неудивительно, что Саулюс Сквернялис использовал эту тему, чтобы заработать себе политические очки. Он умело играет на желаниях населения, которые видят, что после ссоры с Китаем ситуация в экономике все ухудшается (лишь за сентябрь корзина самых дешевых продуктов питания в Литве подорожала на 3,5%). И любая надежда на восстановление отношений с важным торговым партнером может принести политические очки накануне выборов.
Проблема в том, что подобные слова – популизм. Даже если бы Сквернялис не призывал "беречь честь Литвы", а сам встал бы на колени, отношений с Китаем это бы не изменило, рассказал в беседе с Baltnews доцент РГГУ Вадим Трухачев.
"Если Литва действительно захочет нормализовать отношения с Пекином, разговаривать с Китаем все равно будет Брюссель. Вильнюс влип в очень плохую ситуацию по незнанию. Сработало местечковое мышление, когда власти малых государств уверены, что если они в ЕС и НАТО, то им все можно. Эта уверенность заставляет не думать о том, что предлагают "старшие товарищи". Открыли они диппредставительства Тайваня, и что? В качестве последствий – дыра в бюджете.
Сквернялис пытается поднять эту тему, чтобы уколоть своих оппонентов, при которых произошла эта ситуация. Но сама по себе Литва на восстановление отношений с Китаем повлиять никак не может. Только если Евросоюз замолвит слово, дело может сдвинуться с мертвой точки, и то если предварительно закрыть представительство Тайваня. А вот с Вильнюсом Пекин не будет разговаривать совсем", – пояснил политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.